Еще совсем недавно казалось, что эпоха «гениев-героев» (то есть людей, единолично движущих мир вперед) ушла. Субъект более четко не идентифицируем, он растворился в коллаборациях, коллективах, социуме. А его разум перестал быть картезианским: когнитивные науки доказали, что сознание есть комбинация биохимических алгоритмов. Но тут случилась пандемия, которая оставила человека наедине с собой. И он вновь развернулся к своему «я», к отношениям со своим телом, к размышлениям о личных границах.
Как следствие, мир искусства вновь наполнился акторами с собственными повестками, явленными через художественные работы, проекты, книги, журналы и споры в соцсетях. Впрочем, как говорит один из авторов номера Дмитрий Хаустов «„герой”— понятие пустое... что-то вроде „плавающего означающего”, которое только и ждет своего заполнения новыми движущими силами». Поэтому контрибуторы номера сосредоточены не столько на героических личностях (собственных или чужих), сколько на применяемых ими стратегиях претворения искусства в жизнь.
Александра Рудык, главный редактор