На Венецианской биеннале этого года по казывают лишь один перформативный проект — «Энциклопедию отношений» румынской художницы Александры Пирич. Перформеры то распадаются на отдельные, кажется, не всег да связанные соло, то соединяются в некий единый организм, шипящий, клокочущий и извиваю- щийся. Танцевальный перформанс с вокальными элементами исследует коллективные отношения и границы: между перформерами (всего их шесть), перформерами и зрителями (их иногда включают в действие), а также с природой, животными, технологиями (все это изображают участники). Интересен не набор тем, тут все в согласии с глобальной повесткой, — а путь художника. Классическая балерина Пирич в поисках выхода из мира жесткой дисциплины приходит сначала в современный танец, а оттуда в актуальное искусство.
В своем переходе Александра не одинока. Всюду художники включают в проекты танцевальные практики, а танцовщики заходят на территорию перформанса. И те и другие работают с телом: с телом как с пространством самопознания, местом конфликта, как с архивом, как с памятью, как с чистым листом или потенциальным будущим. Авторефлексивность, критический заряд, политический потенциал и социальное исследование, заложенные в некое физическое действие, — все это и есть современный танец.
В России он молодой, ему чуть за тридцать, он уже далеко ушел от балетных штампов и театральной зрелищности, но еще не успел институциализировать ся, выработать общий понятийный язык, как, впрочем, и обзавестись единым профессиональным сообществом.
Про все это говорят наши герои: хореографы, перформеры, теоретики и вдумчивые поклонники. Зафиксировать на бумаге то, что они ищут, как и куда танцуют, кажется особенно важным именно сегодня, когда голоса почти нет, а движения нередко производятся с оглушительным шумом.
Александра Рудык, главный редактор