В заглавие этого номера мы вынесли «абстрактное». Да, в преддверии 2023 года, на фоне всех событий последних лет и месяцев. Да, в то время, когда современное искусство, активный лексикон которого не покидают «гендер», «геополитика», «глобализация», «деколонизация», «телесность», «экология», «инклюзия», кажется, больше не может оставаться чем-то социально или политически не артикулированным.
Наперекор всему, музыкально ритмичные, геометрически выверенные, колористически совершенные, гармонизованные или дегармонизованные работы по-прежнему висят в галереях, продаются на ярмарках, появляются на музейных выставках все чаще и больше. Возможно, это способ быть востребованным, закрепиться в рыночной структуре. Может быть, подобные типы осмысления через молчание — это уход в пространство декоративной безопасности в ситуации, когда сказать вслух невозможно. Или, напротив, беспредметное — молчание сознательное, из-за усталости от десятилетий громких стейтментов и позиций. А возможно, если считать, что абстракция — это результат удаления всего лишнего до состояния пятна, линии, точки, того, что художник назначил важнейшим аспектом изображения, этот аспект и есть выражение тех понятийных категорий, которые актуальны сегодня (см. термины выше)?
С этими вопросами мы традиционно отправились к критикам, художникам и прочим умным людям. Полученных текстов хватит на второй выпуск. Мир за пару месяцев наверняка перевернется снова, но мы самонадеянно планируем сделать продолжение выбранной темы в новом году.
Александра Рудык, главный редактор