|
Новогодний номер мы решили посвятить такому же вечному вопросу, как первенство курицы и яйца, а именно изучению связи между мысленными образами и их воплощением.
«Описание и анализ», дисциплина, которой искусствоведов учат в университете, представляет искусство как законченный продукт: картину, скульптуру, инсталляцию, выставку, альбом, книгу,— созданию которого предшествовало некоторое суждение. И вот тут начинается самое интересное. По Канту, краеугольный камень способности суждения — воображение, именно оно играет решающую роль в эстетических оценках и формировании восприятия | с. 72|. Согласно исследованиям нейропсихологов, воображение как действие активирует те же области мозга, что и видение. Получается, что мозгу все равно, видишь ты, например, трубку или воображаешь. Сюрреалисты и постсюрреалисты прекрасно этим пользовались | с. 32|. Однако искусство современное, междисциплинарное, погруженное в этические и социальные проблемы, склонное к концептуализации и рефлексии, отягощенное (а иногда раскрепощенное) присутствием искусственного интеллекта, часто делает вид, что не так уж нуждается в воображении, или по крайней мере его созидательная роль ушла на отдаленный план.
Неготовые смириться с таким положением дел, мы за- дались поиском этого феномена, расспросили художников и теоретиков о том, где воображение прячется, можно ли его развить, какова роль ИИ, как изобразить непредставимое и, главное, нужно ли все это современному художнику и зрителю. Получилось, что «вся власть воображению» лозунг нынче неактуальный, но определенные движения к нему есть | с. 12|. Жизнь теперь меняется так быстро, что и эти реки могут повернуться вспять.
Александра Рудык, главный редактор