|
Отец искусствознания Иоганн Иоахим Винкельман в своей «Истории искусства древности» (1764) сформулировал постулат об идеальной белизне греческих статуй, которая должна была, по его мнению, раскрывать все достоинства вневременной формулы красоты. Заблуждение это держалось 50 лет | с. 32|. Но это еще что. Подумаешь, сбил с толку по неосторожности научных работников на какие-то полвека. Вводить в заблуждение современные авторы умеют с куда большим размахом, причем намеренно.
Возьмем, к примеру, Дэмьена Хёрста, который сознательно манипулирует понятием подлинности своих произведений, искусно балансируя на грани реальности и мистификации уже более тридцати лет, заставляя покупателей и исследователей пересматривать привычные категории оригинала и копии, границ дозволенного и ценообразования | с. 52|. А бельгийский художник Кристоф Бюхель ставит под сомнение не столько статус произведений искусства (как своих, так и великих современников), сколько способность коллективного зрителя отделить «котлеты от мух» (то есть искусство от не искусства), с сумасшедшей тщательностью конструируя ситуацию тотального недопонимания | с. 58| на четырех этажах одного из венецианских палаццо. Бывает и так, что арт-деятели используют искаженную информацию (слухи и сплетни) для кадровых перестановок в ведущих институциях, для включения или исключения авторов из текущих выставок, направляя процессы в правильные стороны по мысли власть имущих | с. 14|. Впрочем, к «коммуникативным диверсиям» художники и исследователи прибегают не только ради наживы, по политическим мотивам или в качестве публичной игры с историей искусств. Немецкий философ Петер Бюргер (автор книги «Теория авангарда»), как и американская художница Джоан Джоанс или куратор Виктор Мизиано, используют их во имя обнаружения болезненных точек современности, делая эти точки видимыми и актуальными для рефлексии | с. 26|.
В общем, осенний номер мы посвятили (взаимо)пониманию и его отсутствию; способам передачи художественной/кураторской мысли, а также ее искажениям (сознательным или случайным). Процессам, от которых напрямую зависит наша культурная история.
Александра Рудык, главный редактор