|
Шатки стали основы мироздания: восстание машин не за горами, большие корпорации заменяют живых людей на ИИ, даже искусство теперь создают специально написанные программы. А что человек? У человека осталась фантазия, которая создала все эти машины и помогает скрыться от абсурдной современности.
Первый выпуск 2025 года мы посвятили подвижности границ между выдуманным и реальным. Автор обложки Родион Китаев изобразил на ней невымышленную историю с участием Крайнего Севера и слонов | с. 84|. Сергей Гуськов заметил, что наука и магия вот-вот сольются в единую систему познания | с. 14|. Виктор Мазин написал, что мы живем в «глобальном онейроиде» — мире, где границы между снами и реальностью окончательно стерлись. И чтобы не пропасть, надо конструировать собственную реальность, а не погружаться в ту, что навязывают массмедиа | с. 24|. Иван Языков пытается зацепиться за память вещей, создавая абсурдный мир, в котором ненужные вещи получают шанс жить вечно. Есть в нем и «дом престарелых карандашей», и «перезаправка использованных чайных пакетиков» | с. 30|. Сергей Хачатуров рассказывает о попытке Уильяма Бекфорда воплотить фантазию, построив Фонтхиллское аббатство | с. 72|. Галина Поликарпова напоминает о фигуре Сергея Калмыкова, который давно умер, но продолжает влиять на других художников как самостоятельный миф | с. 36|. Юлия Тихомирова рассуждает, как жонглируют мифами художники-музеологи Самородова и Сонин, для достоверности облекая их репрезентацию в форму музея-усадьбы | с. 44|.
Может быть, способность фантазировать, смотреть на мир и его историю через призму мифов и сказок, переживать все потрясения в выдуманных вселенных и есть то свойство человеческого сознания, на которое стоит обратить самое пристальное внимание в ближайшие годы.
Александра Рудык, главный редактор журнала "Диалог искусств".