×
Лошади, головы, старцы, гротески в итальянских рисунках
Виктория Хан-Магомедова

В мир итальянского рисунка погружает грандиозная выставка «Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», на которой представлено 250 работ знаменитых итальянских мастеров ХVI−ХХ столетий. На выставке также демонстрируется «Кодекс о полете птиц Леонардо да Винчи» из Королевской библиотеки Турина, завораживающий удивительными набросками и непонятными тайными письменами. 

Тьеполо Джованни Баттиста. Святое семейство

Рисунок и скрывает творческую тайну художника, и в то же время выявляет его сокровенные мысли, желания. В рисунках мы ощущаем живое дыхание мастера, трепетность его прикосновения. Ценность рисунка объясняется еще и тем, что он создается на основе непосредственных натурных впечатлений. Рисунок как вид искусства представляет трудность для восприятия, зрителю, невзирая на жизненность изображения, он может казаться неэффектным и потому малоинтересным. Зачем, например, художник изображает руку в нескольких вариантах, зачем рисует человеческую фигуру в различных ракурсах или несколько голов лошади? Произведения графического искусства, даже если они часто не привлекают внимания публики, важнейшие свидетельства дерзновенного таланта автора и могут оказаться шедеврами, равными произведениям живописи и скульптуры. Работы на выставке в этом убеждают. Например, с совершенством выполненный двусторонний рисунок (1505) Витторе Карпаччо, трагическое «Распятие» Джулио Кампи.

Если сравнивать с литературой, то рисунки для художников − то же, что для писателей заметки, наброски. Рисунки могут представать как анатомические штудии или в виде картона для скульптуры, гобелена, фрески, иногда как самостоятельные творения. На выставке можно попытаться проанализировать, почему рисунок играл столь существенную роль в эпоху Возрождения, почему к нему постоянно обращались художники и в более поздние периоды. Конечно, важное значение имела бумага, изобретенная в Китае, без которой не было бы и рисунка. Но и до изобретения бумаги рисунок ценили очень высоко, когда использовали очень дорогой пергамен для создания набросков.

Художники эпохи Возрождения применяли различные техники: тушь, уголь, мел, сангину, серебряный карандаш. Изображения человека и природы, мифологических персонажей, штудии линейной перспективы — такие сюжеты были основными в ренессансном рисунке, в этом убеждает выставка. Флорентийцы для выражения эмоций, состояний человека подчеркивали в рисунках контур, объемы фигур. А венецианцы передавали атмосферу тональными рисунками («Пир в доме Симона Фарисея» Веронезе). Благодаря Рафаэлю его ученик Перин дель Вага добился больших успехов в графике и стал одним из лучших рисовальщиков первой половины ХVI столетия. Во время пребывания во Флоренции в 1522– 1523 годах он сделал рисунок «История 200 мучеников». После краткого нахождения в Пизе художник вернулся в Рим, где начал работать над созданием рисунков для гобелена для Сикстинской капеллы.

На выставке хорошо представлены рисунки маньеристов разных периодов, для которых характерны острая, почти озорная изощренность, желание уловить нечто специфическое, пристрастие к чрезвычайно сложным композициям. Идеальное воплощение принципов маньеристского рисунка − работы Франческо Пармиджанино, портретиста, автора алтарных образов, фресковых циклов. Его рисункам свойственны обаяние непосредственности и изысканная декоративность («Мадонна с младенцем»). Он обогащает рисунок, используя немногочисленные штрихи и контрасты пятен, светотень.

Кавалер д’Арпино был самым успешным художником своего поколения в Риме (1568−1640). Характерные особенности его творений — специфические физиогномические черты, большие головы, толстые щеки и пристальные взгляды. И манера у него характерная: утонченные, нервные кистевые штрихи и темные коричневые размывы.

Братья Цуккари разработали художественный язык, получивший распространение в итальянских и европейских дворах знати. Они трансформировали живописный опыт Рафаэля и Микеланджело в виртуозные рисунки. В экзальтических маньеристических, эмоциональных рисунках братья Цуккари разрабатывали морализаторские темы, трактовали сновидческие и литературные сюжеты.

В ХVII веке художники чаще обращаются к натуре, по-новому интерпретируя традиции эпохи Возрождения. О Чезаре Дандини (1596−1657) сохранилось мало сведений. Он учился у Франческо Курради, был очень привлекательным, и учитель часто использовал его в качестве модели для своих мадонн.

После окончания Академии рисунка Дандини получил большую известность и покровительство патронов, среди которых были герцоги Медичи. Дандини создавал театрализованные, идеализированные работы, одновременно реалистические и классицистические, гармоничные по форме и цвету, но несколько скованные в передаче движения и экспрессии. Его манеру сравнивают со стилистикой рисунков Гвидо Рени. Хорошо представлен на выставке Гверчино, знаменитый болонский живописец и рисовальщик. Его рисунки притягивают свободой и живописностью. В Колоннаде музея экспонируются венецианские рисунки XVIII века: Джованни Баттиста, Доменико Тьеполо, семейство Гварди, Гаспаре Дициани. Их работы — пример рисунков как законченных творений, в которых восхищают и изысканность исполнения, и одухотворенность образов. В коллекции ГМИИ находится 250 листов рисовальщиков венецианской школы. Среди рисунков ХIХ века привлекает внимание романтический пейзаж представителя школы Позилиппо Джиганте Джачинто «Неаполь о стороны Коноккьи». В зале ХХ века можно увидеть работы знаменитых футуристов, метафизиков, «магических реалистов». Запоминаются отличные портретные рисунки Модильяни. На выставке зритель откроет для себя много неизвестных имен замечательных итальянских рисовальщиков.

Вместе с рисунками демонстрируется рукопись Леонардо да Винчи из Королевской библиотеки в Турине «Кодекс о полете птиц» с записями и зарисовками полета. На страницах кодекса впервые была высказана мысль о развитии науки о воздухоплавании в ближайшие столетия. Страницы кодекса можно «пролистывать» на мониторе, подлинник находится в стеклянной витрине. Выставка предстает увлекательным и дидактическим путешествием в богатый и разнообразный мир итальянского искусства.

ДИ №1/2013

24 февраля 2013
Поделиться: