×
Тема
Урок зомби
25 апреля 2016

На вопросы ДИ отвечает философ Игорь Чубаров, д.ф.н. ИФ РАН, член редколлегии журнала «Логос»

Погружаясь в видеоархив
12 апреля 2016

Череда архивных выставок в течение 2015 года вероятно, служат сигналом какого-то симптома, «архивного поворота» в истории изучения и показа современного русского искусства.

О бедном телесном…
18 января 2016

Александр Боровский о «телесном чувстве» и его интерпретациях.

Цифровой Паноптикон, или Глупый Аргус
31 декабря 2015

Диана Мачулина изучает Интернет как гигантский всемирный архив изображений.

Карнавал
29 января 2015

Михаил Бахтин в своем исследовании «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения» выявил, что карнавал — это не только характерное праздничное событие, но и целая культурная тенденция определенного типа. Описывая феномен гротеска, Бахтин перекидывает мостик из времен Рабле в ХХ век и обнаруживает его и у сюрреалистов, и у представителей направления «реалистический гротеск» — Томаса Манна, Бертольда Брехта. Выявляя элементы карнавальной культуры в современности, Бахтин открыл дорогу расширительному толкованию карнавальности, модернизации и актуализации карнавала. В одной из перестроечных публикаций художник Илья Кабаков охарактеризовал современных авторов как скоморохов современности.

Трансляторы смеха
29 января 2015

К попытке обозначить феноменологию смеха первой обратилась античная мысль. Аристотель обозначил смех (и еще стыд) как одну из самых неясных загадок человеческого бытия. Четкого понимания природы смеха нет, и почему люди наделены этой способностью смеяться, твердого ответа нет. Смех, учил Аристотель, явление составное, и делится на смех низшего уровня, смех тела, и смех высший — смех ума. Только из диалога этих частей и возникает смеховая реакция.

Сериальная реальность.
22 декабря 2014

Телевидение и сериалы: борьба за описание реальности в обзоре сценариста Лены Ваниной.

О рефлексе великого упрощения
22 декабря 2014

Арт-акционизм — искусство провокации и искусство реагировать на провокацию. Всегда были люди, не любившие власть, и у них всегда были разные способы самовыражения. Перформанс и акционизм как его специфическая концентрированная форма родились, видимо, в 1910-е годы.

Тема: Музей 2.0
Музей как поцелуй: целостность/свобода
20 октября 2014

Музей – информационная система, сообщающая о прошлом посредством предметов (вещей). Являясь продуктом культуры, он вне социума теряет смысл. 

Тема: Музей 2.0
Музей как место формирования комьюнити
20 октября 2014

Беседа искусствоведа Валерия Леденева с философом Борисом Гройсом

Тема: Музей 2.0
Новый музей и Центр Помпиду: постмодернистская модель
20 октября 2014

Музей современного искусства как постмодернистский проект берет начало в 1970-х годах, когда в Европе открывается Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, а в Нью-Йорке — Новый музей современного искусства. Появление обоих учреждений относится к 1977 году, и, несмотря на существенные различия в обстоятельствах создания, финансировании, масштабе и составе коллекций, они несут в себе нечто принципиально новое в истории становления музея современного искусства как культурного феномена. 

Авангард — национальный ресурс?
15 августа 2014

Авангард — искусство, в котором ХХ век мечтал похоронить век ХIX и, следует заметить, в значительной мере сумел исполнить задуманное. Себя новое искусство понимало как намерение Нового времени, точнее, как язык, используя который Новое время стремилось выразить свое намерение спроектировать, собрать и реализовать принципиально другую модель человеческого существования и совершенно незнакомую истории социально-культурную формацию. Вероятно, так и случилось. Только совпадают ли ценности авангарда и современного общества? В какой степени совпадают? Став одним из механизмов запуска новой реальности, воплотил ли авангард в ней свои идеалы? Как и в какой степени проект авангарда реализовался в человеческом обществе и культуре ХХ столетия?

Идентификация — это процесс
15 августа 2014

Проблема локальной культурной идентификации неоднозначна. Слишком велико желание на скорую руку опереться на классику, докопаться до сути, отыскать набор констант, раз и навсегда закрывающих вопрос. Сейчас, когда формирование национальной (добираются и до региональной) идентичности вновь поставлено в зависимость от политических нужд, простые ответы самые опасные. Помимо того глобализация, хотя и не сделала весь мир одинаковым, однако ослабила местные особенности.

Преграда для оптики
15 августа 2014

Заборы — первое, чем меня несколько лет назад встретила родина. Я попытался и не смог вспомнить финские заборы — то ли их не было, то ли они были ничтожны по сравнению с нашими. У нас начинают строительство с ограды, причем стоимость ее сравнима с тем, что она прячет. Ее высота такова, что даже заблудившийся двухэтажный британский автобус почувствует себя недорослем, пробираясь в пригородном поселке у подножия семиметровых глухих стен, прячущих нажитое. Забор прежде всего от сглаза, от дурного глаза, которого так много развелось в нашей пристальной стране.

Хаос как пейзаж
15 августа 2014

Тенденциозный взгляд на реальность присущ ряду художников разных поколений и профессий, которые далеко не всегда даже знакомы между собой. Тем не менее создаваемые ими произведения близки и созвучны друг другу. Совместно они выстраивают образ мира, в котором не только присутствует внешняя реальность, но и заложены определенные этические и эстетические императивы, в том числе понятие о новой красоте. Это и называется «художественное направление», пусть оно лишено общего манифеста и входящие в него авторы не устраивают революционных шоу по ниспровержению конкурентов, а предпочитают тихую и скромную работу на краю художественного поля. Они даже не выработали громкого названия своей тенденции. Для ее обозначения приходится использовать трудно произносимый, вымученный в курилках какого-нибудь НИИ термин «контекстуализм». Это направление существует и подспудно меняет не только стилистику современного арт-мира, но и искусство, архитектуру, дизайн, проектирование садов и парков. Оно трансформирует наше восприятие мира, а значит, в конечном счете и нас самих.

Буераки самоидентификации
15 августа 2014

(Само) идентификация — настолько расхожий термин contemporary art, что применяется чаще всего инерционно. 

Путем непримиримых дифференциаций
12 июня 2014

Ваше подсознание уже знает, что такое искусство: искусство делать неправильные вещи, в неправильном месте, в неправильное время, неправильными людьми, с неверным результатом.

Невнятные голоса будущего
12 июня 2014

Странная одержимость будущим овладела искусством. Сегодня вопрос о будущем звучит как вопрос о темпоральных структурах современности. Он слишком абстрактен, чтобы быть сведенным к традиции футурологии или фантастики, к социальной озабоченности судьбой какого-нибудь поколения или угрожающим политическими тенденциям, к прогнозу — проекции не работают как исчерпанные и отжившие. Сегодня молодое искусство исследует будущее как вопросы, относящиеся к сути времени, изменениям в восприятии его устройства. 

Расщепленный дискурс искусства
12 июня 2014

Заметки о международной конференции «Идея авангарда и институциональная критика: теория и практика» в ЦТИ «Фабрика», организованной ГЦСИ (Москва) и Международным колледжем философии (Париж), при поддержке Французского университетского колледжа в Москве и посольства Франции в Москве, в рамках выставки INSIDE_FABRIKA_ OUTSIDE, в зале «Оливье Проект Фабрика», в июне 2012 года (куратор Наталья Смолянская).

Адаптация обществом новых языков искусства
8 июня 2014

В каждом обществе функционируют социально адаптированные и неадаптированные формы художественного творчества; последние выступают как «чужое», не принимаемое коллективом. Между освоенным и неадаптированным возникает напряжение. Такого рода «зазор» между полнотой художественной жизни и теми ее формами, которые допускает социум, есть следствие сосуществующих в любом обществе разных социально-психологических и мировоззренческих ориентаций. 

Страницы:  1 2 3 4 5 6 ...