×
ТЕМА НОМЕРА
Урок зомби
25 апреля 2016

На вопросы ДИ отвечает философ Игорь Чубаров, д.ф.н. ИФ РАН, член редколлегии журнала «Логос»

Погружаясь в видеоархив
12 апреля 2016

Череда архивных выставок в течение 2015 года вероятно, служат сигналом какого-то симптома, «архивного поворота» в истории изучения и показа современного русского искусства.

О бедном телесном…
18 января 2016

Александр Боровский о «телесном чувстве» и его интерпретациях.

Цифровой Паноптикон, или Глупый Аргус
31 декабря 2015

Диана Мачулина изучает Интернет как гигантский всемирный архив изображений.

Смех мира
29 января 2015

Фрагменты из книги «Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы»

Карнавал
29 января 2015

Художник-комиксист о феноменологии смешного, движении карнавала к минимализму.

Трансляторы смеха
29 января 2015

К попытке обозначить феноменологию смеха первой обратилась античная мысль. Аристотель обозначил смех (и еще стыд) как одну из самых неясных загадок человеческого бытия. Четкого понимания природы смеха нет, и почему люди наделены этой способностью смеяться, твердого ответа нет. Смех, учил Аристотель, явление составное, и делится на смех низшего уровня, смех тела, и смех высший — смех ума. Только из диалога этих частей и возникает смеховая реакция.

Сериальная реальность.
22 декабря 2014

Телевидение и сериалы: борьба за описание реальности в обзоре сценариста Лены Ваниной.

Искусство? Это очень просто.
22 декабря 2014

Как оказалась под сомнением гениальность? Как быть с фактической реабилитацией эклектики и дилетантизма в современном искусстве? Эстетика и искусствознание оказались неготовыми к ответу на эти и подобные им вопросы. Эстетика по-прежнему находится под магией художественности, далеко не демократично делящей людей на творцов и потребителей искусства, о чем и говорит Дэмиен Херст.

О рефлексе великого упрощения
22 декабря 2014

Арт-акционизм — искусство провокации и искусство реагировать на провокацию. Всегда были люди, не любившие власть, и у них всегда были разные способы самовыражения. Перформанс и акционизм как его специфическая концентрированная форма родились, видимо, в 1910-е годы.

Тема: Музей 2.0
Музей как поцелуй: целостность/свобода
20 октября 2014

Музей – информационная система, сообщающая о прошлом посредством предметов (вещей). Являясь продуктом культуры, он вне социума теряет смысл. 

Тема: Музей 2.0
От «эстетики взаимодействия» к «новому институционализму»
20 октября 2014

Глава из книги «Пять лекций о кураторстве»

Тема: Музей 2.0
Музей как место формирования комьюнити
20 октября 2014

Беседа искусствоведа Валерия Леденева с философом Борисом Гройсом

Тема: Музей 2.0
Новый музей и Центр Помпиду: постмодернистская модель
20 октября 2014

Музей современного искусства как постмодернистский проект берет начало в 1970-х годах, когда в Европе открывается Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, а в Нью-Йорке — Новый музей современного искусства. Появление обоих учреждений относится к 1977 году, и, несмотря на существенные различия в обстоятельствах создания, финансировании, масштабе и составе коллекций, они несут в себе нечто принципиально новое в истории становления музея современного искусства как культурного феномена. 

Авангард — национальный ресурс?
15 августа 2014

Авангард — искусство, в котором ХХ век мечтал похоронить век ХIX и, следует заметить, в значительной мере сумел исполнить задуманное. Себя новое искусство понимало как намерение Нового времени, точнее, как язык, используя который Новое время стремилось выразить свое намерение спроектировать, собрать и реализовать принципиально другую модель человеческого существования и совершенно незнакомую истории социально-культурную формацию. Вероятно, так и случилось. Только совпадают ли ценности авангарда и современного общества? В какой степени совпадают? Став одним из механизмов запуска новой реальности, воплотил ли авангард в ней свои идеалы? Как и в какой степени проект авангарда реализовался в человеческом обществе и культуре ХХ столетия?

Идентификация — это процесс
15 августа 2014

Проблема локальной культурной идентификации неоднозначна. Слишком велико желание на скорую руку опереться на классику, докопаться до сути, отыскать набор констант, раз и навсегда закрывающих вопрос. Сейчас, когда формирование национальной (добираются и до региональной) идентичности вновь поставлено в зависимость от политических нужд, простые ответы самые опасные. Помимо того глобализация, хотя и не сделала весь мир одинаковым, однако ослабила местные особенности.

Преграда для оптики
15 августа 2014

Заборы — первое, чем меня несколько лет назад встретила родина. Я попытался и не смог вспомнить финские заборы — то ли их не было, то ли они были ничтожны по сравнению с нашими. У нас начинают строительство с ограды, причем стоимость ее сравнима с тем, что она прячет. Ее высота такова, что даже заблудившийся двухэтажный британский автобус почувствует себя недорослем, пробираясь в пригородном поселке у подножия семиметровых глухих стен, прячущих нажитое. Забор прежде всего от сглаза, от дурного глаза, которого так много развелось в нашей пристальной стране.

Хаос как пейзаж
15 августа 2014

Тенденциозный взгляд на реальность присущ ряду художников разных поколений и профессий, которые далеко не всегда даже знакомы между собой. Тем не менее создаваемые ими произведения близки и созвучны друг другу. Совместно они выстраивают образ мира, в котором не только присутствует внешняя реальность, но и заложены определенные этические и эстетические императивы, в том числе понятие о новой красоте. Это и называется «художественное направление», пусть оно лишено общего манифеста и входящие в него авторы не устраивают революционных шоу по ниспровержению конкурентов, а предпочитают тихую и скромную работу на краю художественного поля. Они даже не выработали громкого названия своей тенденции. Для ее обозначения приходится использовать трудно произносимый, вымученный в курилках какого-нибудь НИИ термин «контекстуализм». Это направление существует и подспудно меняет не только стилистику современного арт-мира, но и искусство, архитектуру, дизайн, проектирование садов и парков. Оно трансформирует наше восприятие мира, а значит, в конечном счете и нас самих.

Буераки самоидентификации
15 августа 2014

(Само) идентификация — настолько расхожий термин contemporary art, что применяется чаще всего инерционно. 

Путем непримиримых дифференциаций
12 июня 2014

Ваше подсознание уже знает, что такое искусство: искусство делать неправильные вещи, в неправильном месте, в неправильное время, неправильными людьми, с неверным результатом.

Страницы:  1 2 3 4 5 6 ...