×
Этот прекрасный мир
Мария Вяжевич

Название выставки как нельзя лучше соответствовало впечатлениям от необычной экспозиции, развернутой в зале Лоджиато-Сан-Бартоломео в непосредственной близи от знаменитых Ворот Счастья — величественного исторического въезда в Палермо. Такое сочетание мест и названий казалось неслучайным в проекте, открывающем программу научных и выставочных мероприятий Российской академии художеств в честь Года России — Италии.

Палермо — особое место: здесь в единое целое сплелись художественные достижения разных культур. Исторически за Палермо закрепилась слава всемирно признанного города искусств. За столетия на сравнительно небольшой территории накоплены подлинные сокровища — произведения архитектуры и монументально-декоративного искусства. Сегодня в столице Сицилии расположено около 300 христианских монастырей, церквей и капелл, интерьеры которых хранят редчайшие образцы византийских мозаик и скульптурных произведений разных эпох. Здесь каждый дом живет своей артистической жизнью и воздух наполнен дыханием истории. Потому далеко не случайно возникло решение представить российское искусство, которое дорожит своими византийскими истоками, именно на земле Сицилии, в Палермо.

Место, где расположилась экспозиция живописи и графики, примечательно само по себе. Центральный выставочный зал Палермо — Лоджиато-Сан-Бартоломео — старинное здание XVII столетия. Оно прекрасно характеризует отношение итальянцев к памятникам старины и может служить примером для любителей тотального архитектурного обновления. Историческая монументальная стена с большими арочными проемами поддержана и окружена нейтральной геометрией современных объемов, в результате внимание сосредотачивается на старинных элементах с их фактурой и потемневшей от времени и морского влажного ветра поверхностью.

Суровый и масштабный Лоджиато-Сан-Бартоломео стал удачным фоном для энергичной и вместе с тем наполненной такой хрупкой образностью и чувственностью живописи и графики мастера. Выставка расположилась на нескольких этажах здания.

В огромные застекленные арки окон буквально врывалась синева моря и неба, свет зимнего южного солнца, и этой природной феерии насыщенным цветом вторили холсты. Яркие картины на белоснежных стенах казались окнами в другой мир, и похожий на наш, и в чем-то более возвышенный, отвлеченный, существующий немного над всем тем, что окружает нас в реальности.

Большинство произведений, представленных в экспозиции, были созданы мастером в его парижской мастерской. Дух поэзии, чуть меланхоличной романтики, присущий воздуху Парижа, органично соединился с атмосферой зимнего Палермо, то дождливо-печального, то восторженно-солнечного. Работы художника, пространство исторического памятника, природные эффекты и атмосфера праздника двух культур — все это создало особую интонацию на вернисаже.

«Этот прекрасный мир» — название выставки отражало не только творческое кредо, но и мировоззренческую позицию мастера, для которого красота окружающего мира — важнейший источник жизненных сил и, конечно, вдохновения. Проникновенные образы художника то пребывают в задумчивости, погруженные в себя, то как бы вместе с ним созерцают красоту жизни. Об этом говорят скрытый блеск глаз, пластически нюансы настроения. Художник часто изображает женщин и объясняет это их эмоциональностью. Большинство представленных на выставке работ отличается от привычных композиций мастера, совмещающих букеты цветов и женские портреты на нейтральном фоне. Формат работ становится больше, пространство усложняется, раскрывается глубиной улочек, включает панорамные виды города, интерьеры уютных комнат с коврами и фруктовыми натюрмортами, целые группы радостных или грустных людей, большеглазых собак. Здесь есть образы-фантазии и лица друзей и близких художника — и все они на холстах приобретает некую отстраненность.

Эти люди вне времени, вне национальности, свободные от социальных, идеологических, политических распрей. На суету мира они взирают широко раскрытыми от изумления и непонимания глазами. «Что может быть важнее любви?» — будто спрашивают они.

ДИ №2/2011

6 марта 2011
Поделиться: