×
Культурная политика

На вопросы ДИ отвечает заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова. 

ДИ. Людмила Ивановна, как вы думаете, с государственной точки зрения искусство сегодня эффективно влияет на морально-нравственное состояние общества? И что можно сделать, чтобы это влияние стало еще более весомым?

Людмила Швецова. Искусство, безусловно, облагораживает общественные нравы, содействует формированию у молодежи нравственно-этического отношения к миру, более глубокому постижению себя и своего места в жизни. Эффективно ли влияет? Для выполнения этой высокой миссии у организаций деятелей искусства в Москве есть широкие возможности, которые представляют муниципальные и негосударственные учреждения культуры: сто двадцать девять театров, триста пятьдесят три музея. Они организуют различные акции, мастер-классы, студии, которые привлекают к искусству все больше людей из разных слоев горожан. Однако жизнь ставит перед деятелями искусства новые задачи — реальная практика и творческие амбиции диктуют необходимость расширения своей аудитории. В этом заинтересованы и общество, и государство. Государство способствует этому процессу, создает для него необходимые организационные формы — центры взаимодействия, экспериментально-методические площадки, проводит целенаправленные акции. Так, город поддержал акцию «Ночь в музее», открыв для бесплатного доступа городские музеи и галереи. Для удобства ночного передвижения были организованы специальные автобусные экскурсионные маршруты. Во время «Ночи музеев» прошли театрализованные представления, мастер-классы, концерты. Программа культурного развития Москвы предполагает большое разнообразие форм и увеличение материальной поддержки сферы культуры, но и деятелям культуры следует еще более активно проявлять инициативу и находить новые темы, волнующие общество, искать новые формы для выражения идей нашего времени. Конечно, у искусства есть и свои профессиональные цели, но в конечном счете любой художник стремится к общественной востребованности. И это дорога навстречу друг другу. Задача государственных организаций — содействовать такому движению. И для его совершенствования всем заинтересованным сторонам предстоит еще многое сделать.

ДИ. При значительном количестве музеев в Москве столица России отстает по их числу и посещаемости от многих мировых городов.

Людмила Швецова. В московском правительстве разработана специальная программа по развитию музейной сферы города. По оценкам специалистов, городу необходимо еще сто музеев. Однако есть резервы и у уже существующих институций, по активизации выставочной деятельности, проведению межмузейных акций, организации конференций, форумов, привлечению к организованном посещениям образовательных учреждений. И все же есть проблема недостаточности выставочных пространств, особенно площадей для хранений собраний. Восемьдесят процентов фондовых помещений не соответствует требованиям. Нужно построить еще тридцать тысяч квадратных метров депозитариев. Задача — расширять в обществе потребность в приобщении к культуре. Чтобы привить молодежи интерес к музеям, необходимы инновационные методы при создании экспозиций и в работе со зрителем, экскурсионные и лекционные программы с применением интерактивных технологий, а также передовые научные методики, связанные с профилем музея. Недостаточное оснащение московских музеев современным техническим оборудованием не всегда позволяет реализовать задачи, стоящие перед музеями. Московское правительство в специальном разделе своей культурной программы рассматривает возможности их решения.

ДИ. Людмила Ивановна, вы член правления Международного женского форума, одна из создателей фонда «Женская инициатива», завкафедрой гендерных исследований РГГУ. Что вы думаете о гендерной тематике в искусстве? В Москве состоялось несколько выставок на эту тему. В чем вы видите сегодня наиболее актуальные аспекты этой темы для общества и для искусства?

Людмила Швецова. Гендерные проблемы всегда были значимы и в обществе и в искусстве. Другое дело, что они проявлялись по-разному в разные эпохи и в разных культурах. Главное предназначение женщины — материнство. Лучшее выражение этой темы в живописи — «Мадонны с младенцем» Рафаэля. С развитием экономического и социального уровня общества, накоплением материала в психологии, социологии, философии гендерная тема будет все больше интересовать общество, а вместе с тем и деятелей искусства. Но она требует от художников широкой эрудиции и видения перспектив проблемы. Мне кажется, женской тематике большое внимание уделяет театр. И, наверное, не потому, что в некоторых театральных труппах преобладают женщины. Женская судьба, роль, положение и место женщины в обществе, сохранение семейных традиций, которые, увы, под напором времени порой становятся беззащитными, — все это проблемы, которые должно услышать чуткое ухо художника. Я с удовольствием посмотрела спектакль «Рубеж» в театре имени В. Маяковского, в котором простые женщины в тяжелом 1941 году строят под Москвой оборонительную линию. Строят трагично, с надрывом — и физическим, и душевным, понимая, что этот рубеж — их передовая линия, за которой будет стоять Победа. В рамках «Золотой маски-2011» на сцене театра «Современник» Коляда-театр из Екатеринбурга показал спектакль «Фронтовичка» — о женщине, прошедшей войну и не сумевшей обрести счастье в мирной жизни. Балет «Шесть танцев. Маленькая смерть» Музыкального театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко о взаимоотношении полов получил «Золотую маску» в этом году. Мне удалось посмотреть ряд художественных выставок на эту тему, у нас в стране и за рубежом есть немало интересных работ. Но скажу откровенно, я не сторонница рассматривать произведения искусства, людей искусства с точки зрения половой принадлежности. Это не мой принцип оценки искусства.

ДИ. Москва первая в стране создала музей современного искусства. Музей благодаря поддержке московского правительства и энергии его директора Зураба Константиновича Церетели развивается очень активно и за последние годы стал ведущей институцией в современном искусстве. Это позволяет привлекать все больше посетителей, помогает решать и финансовые проблемы музея. Но есть вопросы, которые находятся только в компетенции города. Так, мировая практика показывает, что экспонирование современного искусства требует больших площадей. Личное пространство этих произведений значительно больше, чем у традиционного искусства — исторических, этнографических артефактов.

Людмила Швецова. Тем более тенденция развития музейного показывает, что для активного функционирования музеи должны располагать площадями разного назначения — не только для хранения и экспонирования, но и для сменяемых выставок, лекториев, детских студий, а также библиотек, компьютерных залов, кафе, магазинов…

ДИ. Мы знаем, что московское правительство вводит в нынешнем году новые объекты культуры, в основном театральные помещения. Предполагается ли в будущем строительство зданий музейного назначения? И конечно, нас интересуют в первую очередь планы московского правительства по развитию Московского музея современного искусства.

Людмила Швецова. Я бы не стала говорить, что московское правительство озабочено только развитием театральных площадок. За последние годы немало сделано для расширения экспозиционных возможностей музейного объединения «Музей Москвы». В новом здании уже давно работает Дарвиновский музей, обновленные помещения получил мемориальный музей космонавтики. Я уверена, многие москвичи оценили новый облик ГМЗ «Царицыно». Была проведена реставрация в музее русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское — Кузьминки», в МГОЗЕ «Коломенское» открыт для посетителей дворец царя Алексея Михайловича, а благодаря реставрации известной скульптурной группы Веры Мухиной создан музейно-выставочный комплекс «Рабочий и колхозница». В безотлагательных реставрационных работах нуждался Московский дом фотографии. Сегодня это и по архитектуре, и по экспозиционным возможностям новый мультимедийный комплекс, соответсвующий международным стандартам. Он пользуется повышенным вниманием москвичей. Мы рассматриваем возможности города содействовать дальнейшему развитию Музея современного искусства, поскольку он особенно востребован молодым поколением и активно работает с детьми. Это и есть главный аргумент в необходимости развиваться. И такие планы есть у московского правительства.

ДИ №4/2011

23 августа 2011
Поделиться: