×
Московский арт-дневник
Наталья Капырина

«Упражнения», Диана Мачулина, МАММ/МДФ, 3 августа — 4 сентября. «О лесах и людях», «6 миллиардов других», МАММ/МДФ, 28 июля – 4 сентября. «Почему?», Иван Новиков, Площадка молодого искусства «Старт», Винзавод, 14 июля — 28 августа. «Комментарии», Константин Латышев, Айдан-Галерея, Винзавод, 14 июля — 28 августа.

«Упражнения». Диана Мачулина. МАММ/МДФ 3 августа — 4 сентября

Диана Мачулина превратила белое пространство галереи первого этажа Мультимедиа-арт-музея в скалодром. Но, к еще большему удивлению зрителя, искусственные зацепы прикреплены к стенам так, что упражнения в скалолазании немыслимы: розовый горизонтальный ряд поперек стены напоминает скорее экзерсисы с муляжами выступающих частей тела, желтые беспорядочно разбросанные по отвесной стене зацепы ведут от потолка к полу, не позволяя ползти вверх, а серые зацепы на полу похожи на обыкновенные булыжники. Несколько точечных композиций из муляжей зацепов удручающе похожи либо на синие скульптуры Кляйна, либо на экскременты. К сожалению, прилагающийся к выставке экфрасис о перемене ценностей и в кругах скалолазов, и в обществе, о покорении вертикали и мощи вертикали власти, о трудах Сизифа и прочем на первый взгляд может показаться не совсем оправданным и многословным. Лишь позже, вспоминая о выставке, задумывешься о более глубоком прочтении этого концептуального искусства. И, возможно, «Миф о Сизифе» Альбера Камю призван в объяснение вполне уместно, так как Диане Мачулиной удалось создать абсурдное пространство, где переплетаются, взаимно пресекаясь, десятки смыслов, хотя кому-то может показаться, что их там просто нет.

«О лесах и людях», «6 миллиардов других». МАММ/МДФ 28 июля – 4 сентября

Фонд «Good Planet» предложил провести в новом музее на Остоженке двойную выставку, чтобы познакомить зрителей с неравнодушным и творческим взглядом на леса Земли и на 6 миллиардов «других» людей. В первом проекте, приуроченном к провозглашенному ООН Международному году леса, участвовали 40 фотографов. Их работы нацелены на то, чтобы человек по-новому посмотрел на лесное царство, увидел его красоту, обитателей, подумал о хрупкости экосистемы и о способах ее сохранения для будущих поколений. Второй проект, еще более масштабный, запущен известным фотографом Яном Артюс-Бертраном: в течение шести лет в 83 странах его команда взяла шесть тысяч интервью, задавая представителям разных народов, возрастов и социальных кругов одни и те же вечные вопросы: «Почему люди воюют?» или «Расскажите о вашей самой большой радости». Видео потом смонтировали в три смежных видеоряда так, что широкая стена видеозала заселена лицами, постоянно сменяющими друг друга, смотрящими, говорящими или просто улыбающимися посетителю. Так что благодаря технике социологического опроса и высоких технологий получился скорее образовательный, чем творческий, возможно, даже миссионерский призыв к тому, чтобы люди заинтересовались себе подобными.

«Почему?». Иван Новиков. Площадка молодого искусства «Старт», Винзавод 14 июля — 28 августа

В рамках программы поддержки и продвижения молодых художников «Старт» на Винзаводе проходит персональная выставка Ивана Новикова, студента МГАХИ им. В.И. Сурикова. Молодой художник работает в области перформанса, и несколько его работ представлены посредством видео материалов, текстовых описаний и вещественных доказательств, воссоздающих это эфемерное искусство. Его работы отсылают к темам ценности и оценки искусства и в частности современного искусства, отношений художник-зритель, восприятия произведений, т.е. к размышлениям особенно активно ведомым юными представителями творческого сообщества. Так и его работы богаты отсылками к хрестоматийному искусству, выверены, но и небрежны с ученическим задором, и еще не отягощены балластом многолетнего личного опыта. Остается впечатление легкости выражения правильно выращенного таланта, и хочется ждать следующих работ.

«Комментарии». Константин Латышев. Айдан-Галерея, Винзавод 14 июля — 28 августа

Константин Латышев лавирует в своем творчестве между хулиганством и социальной критикой, находясь на грани приемлемого в искусстве. Через полвека после расцвета поп-арта он обращается к стилистике и правилам игры ярких американских представителей этого движения, адаптируя их к реалиям России XXI века. Очередная выставка его работ еще больше приближает Латышева к творчеству Энди Уорхола тем, что работы отпечатаны на виниле, тем самым увеличен тираж и упрощена коммерческая составляющая выставки. Работы представляются в форме художественных анекдотов, перевернутых цитат («Это не третий Рим, это третий мир», «Не родись красивой, а родись очень красивой»), «комментариев» к зрительному ряду, прошедшему компьютерную обработку. Образы и тексты доступны пониманию любого зрителя, но при этом каждый найдет в этой не лишенной самокритики серии работ ту, что заговорит с ним на особом, близком ему языке. 

ДИ №5/2011

26 октября 2011
Поделиться: