×
Античные статуи и серые треники. Гид по городу, который и без «Документы» даст прикурить
Дарья Пархоменко, Александр Буренков

Афины, погруженные в беспросветный экономический кризис, в этом году внесены в молескины всех культурных туристов. Причина – гигантская выставка современного искусства Documenta 14, половина которой проходит здесь. «Учиться у Афин», тема, предложенная польским куратором Адамом Шимчиком, вызвала разговор о рефлексии, беженцах, последствиях войны, кризисе, жестокости политических режимов. Заработало свыше 40 площадок, большая часть которых была давно закрыта или не открывалась вовсе. Наши эксперты Дарья Пархоменко и Александр Буренков любят город не за это. Специально для ДИ они составили гид по афинским местам, где можно отлично провести время во время «Документы», а можно и без нее.

 

 

1 | Акрополь, район Акрополь

Многие ленятся идти пешком на вершину Акрополя, но это стоит того. Акрополь – «роддом» современной цивилизации. Абсолютно белый мрамор за 2,5 тысячи лет приобрел телесный оттенок и напоминает живую плоть. Эти великие руины продолжают свою жизнь в Музее Акрополя. Экспозиция реконструирует путь от подножия Акрополя через Театр Диониса, Асклепион, Одеон Геродота на гору, минуя Эрехтейон (со знаменитыми кариатидами). Верхний четвертый этаж повторяет своей конструкцией Парфенон, находясь с ним на одном уровне, в чем можно убедиться, взглянув в ближайшее окно. Медиа археологические реконструкции раскрашивают знакомые античные скульптуры яркими красками. Буквально. Швейцарский архитектор-деконструктивист Бернар Чуми спроектировал здание наполненным светом и максимально прозрачным, будто находишься не в музее, а в городе и все сокровища под открытым небом. Даже раскопки исторических уровней помещены под стеклянный пол. Идеальное время для посещения – четыре часа пополудни. На осмотр уйдет около двух часов. А сам Акрополь и афинский закат оставить напоследок. – Д.П.

 

2 | Национальный археологический музей,

район Экзархия

Анархистский район города, важная точка которого – Политехнический институт со свободолюбивой молодежью. Все улицы разрисованы граффити, за каждым углом проходят собрания и вечеринки. А посреди всего этого нетронутый белый пароход Археологического музея. К слову, самый большой музей страны. Античные шедевры, миллионы раз воспроизведенные в учебниках по истории и культуре, находятся именно здесь. Именно с этих статуй, ваз и голов делают гипсовые слепки, которые веками копируют начинающие художники по всему миру. Во всем великолепии представлена в музее эволюция развития греческого искусства от кор и куросов до римских копий. Одна лишь скульптурная группа «Всадник с мыса Артемисион» стоит визита в музей. Она несколько раз горела, отчего стала практически черного цвета.

Кажется, будто и с мальчика, и с коня содрали кожу, а они, не обращая на это внимания, летят в порыве единения. Вообще, в музее так много статуй, что они буквально обступают со всех сторон, нет привычной дистанции с искусством. И даже в саду при музейном кафе разбросаны древние статуи. Пьешь кофе, а они смотрят на тебя. – Д.П.

 

 

3 | Музей кикладского искусства,

район Колонаки

 

Если зайти в этот музей с закрытыми глазами, то экспонаты можно принять за выставку модернистов – Модильяни, Бранкузи, Мур, Джакометти, такая в них самобытная первородная пластика. Как некогда модернистов, кикладское искусство считали вульгарным и непристойным и только в начале ХХ века заново открыли его смелость и простоту. Это искусство древнее самих греков. Киклады – архипелаг Эгейского моря, с островов которого вышла вся греческая цивилизация, родились Аполлон и Артемида. Музей – уютный четырехэтажный особняк, ранее принадлежавший семье Гуландрисов. Дом вместе с коллекцией после смерти Николаса Гуландриса его вдова Долли передала государству. Собственно Кикладам посвящен самый впечатляющий первый этаж музея. Здесь нет массивных скульптурных групп, как в Музее Акрополя и Национальном археологическом музее, только миниатюрные статуэтки. На 90% это непривычно трактованные фигуры женщин: лицо похоже на плоское зеркало, на котором выделен только нос, руки сложены на груди в закрытой позе, сходство с человеком придают разделенные ноги и пальцы стоп. – Д.П.

 

4 | Radio Athènes,

район Колонаки

Самопровозглашенный «институт по продвижению современной визуальной культуры», некоммерческое пространство Radio Athènes делает международные проекты со шведскими и австрийскими институциями, с Гете-институтом и берлинским журналом Texte zur Kunst. Слово «радио» в названии – не только дань интернациональности (площадка ориентирована на межкультурный диалог), но и указание на одно из главных направлений работы института – саундарт. Просто зайдя на сайт площадки, сложно понять ее специфику, место с по-гречески расслабленной политикой открыто к любым коллаборациям и ставит междисциплинарность во главу угла: гибкий формат позволяет проводить здесь выставки, лекции, дискуссии и кинопоказы, издавать книги, поддерживать  cовременный танец и быть открытым любым художественным экспериментам. – A.Б.

5 | Enterprise Projects,

район Амбелокипи

Эта площадка – настоящее artist-run space в подвале жилого дома района  Амбелокипи, основанное двумя художниками – Данаей Янноглу и Василисом Папагеоргиу. Галерея сфокусирована на греческих авторах, что не мешает ей показывать и международные проекты, работать с другими выставочными площадками «по протоколам» – практика обмена выставками с институциями из других стран (одна из последних сотрудничество с брюссельской площадкой Komplot). Экспериментальны не только кураторские ходы, но и сами художники. Так, на одной из своих последних выставок Enterprise Projects сопоставили в одном проекте греческую художницу Валинию Сворону, которая делает видео и инсталляции, с ультрамодным лондонским постинтернет-художником Йейном Боллом, создающим сложные скульптуры из редкоземельных металлов, переосмысляя эстетику энвайронменталистского движения. – А.Б.

 

6 | Ύλη[matter]HYLE,

район Псири

Есть и другие способы осмыслять финансовый кризис и вопросы окупаемости площадок. Для многих художников самоорганизация и проведение выставок у себя дома – ответ на усиливающееся влияние крупных частных фондов и государственных институций. Один из заметных примеров подобных инициатив – площадка HYLE, созданная одной из самых интересных европейских перформансисток Георгией Сагри у нее на квартире на площади Омония. Это настоящий интеллектуальный центр, где останавливаются и выставляются ее друзья и знакомые со всего мира, скрещивая искусство, социальные науки и политику. «Наполовину публичная наполовину частная» площадка – в первую очередь отражение левых взглядов художницы, которые она не раз выржала в своих провокационных перформансах, в том числе на последней «Манифесте» в Цюрихе. – А.Б. 

 

 

7 | SUPER, 
район Гази 

Оживили Афины приезжие. За последние пару лет после закрытия Афинской биеннале и Kunsthalle Athens новую волну в художественной жизни греческой столицы запустили экспаты, ищущие в греческой столице дешевое жилье и необъятные возможности для творчества. Сейчас это идеальное место для организации собственной выставочной площадки, кураторских экспериментов или поиска художественной студии. В городе сотни заброшенных неоклассических особняков, и снять квартиру в аренду стоит дешевле, чем, скажем, в Киеве. Прошлой осенью в городе появилась галерея двух наглых 22-летних студентов-авантюристов из Берлина Лукаса Панека и Пауля Маковски, которые обклеили центр города постерами: «Мы открываем новое место, оно называется Super. Первая выставка – Free Drinks». Был невероятный ажиотаж. Они сняли помещение в клубном районе Гази, накрыли красивый стол с разными напитками, но никакой выставки не было, это концептуальный жест, обращенный к афинскому художественному сообществу: давайте мы не будем диктовать нам, как другие институции, культурную повестку, а послушаем, что вы хотите увидеть. Может, вы хотите не галерею, а барбершоп? Этот жест оказался положительно воспринят афинянами, учитывая продолжающуюся колонизаторскую политику «Документы» в Афинах, неохотно идущую на диалог с местным художественным сообществом. – А.Б.

8 | Национальный музей современного искусства,
район Фикс 
 

Когда постоянно живешь в окружении многовековых произведений искусства, непросто взять на себя смелость на равных вступить в диалог с предками – проблема, характерная для Греции и Италии. Первый музей современного искусства в Афинах открыли всего год назад в здании бывшей пивоварни Fix. Его открытие постоянно откладывалось, но приход «Документы» подтолкнул проект, части здания посетителей принимали уже в конце 2016 года, а все шесть этажей заработали в 2017-м. У музея есть постоянная коллекция, но сейчас все пространство занято «Документой». Кстати, собственная коллекция музея отправилась на гастроли в главный музей Касселя «Фридерицианум». Немецкие кураторы ворчат, недовольны показом собрания среднего музейчика, но ход достойный. Так искусство становится средством примирения и диалога. Об этом же был перформанс аргентинской художницы Марты Минухин на открытии «Документы». При входе в музей стояло огромное корыто, доверху заполненное оливками. В назначенное время собралась толпа и вышли две женщины: Марта и вторая, как две капли воды похожая на Ангелу Меркель. Художница просит Германию принять оливки как плату за долги Греции: «Забери и отпусти нас с миром. Пусть эти оливки превратятся для тебя в золото». В толпе непрерывное шипение: настоящая ли Меркель? Жесты и мимика дубликата уж слишком походили на манеры канцлера Германии. Оливки взяла, акт примирения состоялся. – Д.П.

 

 

9 | State of Concept,

район Фикс

Основанная в 2013 году видным арт-критиком и куратором Илианой Фокианаки независимая некоммерческая площадка стала чуть ли не главным местом в городе, где всегда можно увидеть сольные проекты главных художников-интеллектуалов современости – Хито Штейерль, Йонаса Сталя, Лор Прувост, Цао Фэй и Басима Магди. Галерея постоянно борется за существование и в условиях кризиса пытается удержать постоянных работников, не готовых трудиться только за идею, и осмысляет экономическое положение, в котором она оказалась, с помощью художественных программ. Так, в марте, в преддверии открытия «Документы» в Афинах, основательница галереи запустила платформу The School of Redistribution с целью исследования экономических условий, определяющих работу небольших организаций современного искусства в Афинах и крайне неустойчивое положение работников культуры. К диалогу приглашены кураторы, художники и теоретики – Александра Пиричи, Антон Видокле, Хульета Аранда, Мария Линд и другие. – А.Б.

 

10 | Консерватория

(Одеон), район Стадио 
 

Здание консерватории в честь «Документы ожило, наполнилось перформансами и саунд-артом. Почти все работы, представленные здесь, связаны со звуком и музыкой. Как нельзя удачно легла в пространство старая добрая работа британской художницы Сьюзан Хиллер «Последний немой фильм». В этом видео собраны мертвые языки, носителей которых на планете уже нет либо остались единицы. И вдруг в помещении, которое было изначально предназначено для того, чтобы быть населенным звуками, звучат наречия, которые давно умолкли. – Д.П.

 

11 | LIFE SPORT,

район Стадио

На первый взгляд модное тусовочное место, парадоксальным образом сочетающее галерею с магазином стритвира, при более пристальном рассмотрении оказывается отражением цельной художественной позиции ряда афинских авторов, решивших по-новому осмыслить способы творческой самоорганизации. Затея родилась после наблюдения за оригинальным визуальным кодом Афин, внешним видом горожан во время кризиса — серых тренировочных штанов, которые носят и гастарбайтеры, и сирийские беженцы, и творческая богема. Наблюдение вылилось в манифест о новой волне нормкора и продвигаемой американским коллективом DIS атлетической эстетике, передающей идеи искусства как образа жизни. LIFE SPORT открыли магазин «треников», создав культовый среди творческой богемы всего мира предмет одежды и сообщество людей с одинаковыми взглядами.

В течение двух лет борьбы за существование галерея, судя по всему, вышла на самоокупаемость и сейчас организует резиденции для иностранных художников (одним из последних гостей Афин стал скандально известный лос-анджелесский художник Puppies Puppies), заметно расширилась и открыла этой зимой новую площадку в Берлине. Создатели, живущие в постоянных разъездах и поиске новых способов дистрибуции своей продукции, оформились в художественный коллектив и представляют свои «треники» на выставках в MUMOK и прочих крупных музейных институциях. – А.Б.

12 | Музей Бенаки,

район Керамикос

У музея Бенаки несколько зданий, самое большое из них в районе Керамикос. Это наиболее слаженная экспозиция «Документы», хотя и не самая большая. Начинается все с масштабной инсталляции «Жить или умереть» израильского режиссера, писателя и художника Роее Розена, который предлагает зрителю встать на место Евы Браун в день самоубийства. Это целый зал графических работ и больших текстов, при помощи которых можно представить себя любовницей Гитлера, совершившей самоубийство вместе с фюрером. Художник предлагает посмотреть на ненависть к фашистскому режиму «от противного», попытаться разделить доверчивую глупость и зло. Заканчивается экспозиция в Бенаки работой художника Серхио Зевальоса, выходца из Перу, который выставил колбы с мочой самых разных людей: немецкой неонационалистской активистки Беате Чепе, немецкого министра по делам семьи Урсулы фон дер Ляйен, президента Турции Эрдогана, итальянского экономиста Марио Драги, различных руководителей международных корпораций и банков, а также военных. Некоторые образцы соединены трубочками, часть из них заражена. Вот такая наглядная геополитика. – Д.П.

 

13 | Latraac,

район Керамикос

В прошлом году архитектор Захос Варфис, оставшись без работы, придумал и построил в районе Керамик бар, совмещенный со скейт-рампой – гибридный архитектурный проект, о котором писали все специализированные журналы. Он объединил вокруг себя всю творческую богему и стал главным местом встреч и свиданий, превратившись из личной утопии одного человека, нашедшего способ противостоять финансовому кризису, в символ новых творческих Афин, которые вопреки всем обстоятельствам и в силу своего менталитета продолжают объединять людей разных социальных слоев и разных стран с помощью искусства, развлечений и средиземноморского солнца. – А.Б.

 

14 | Школа изящных искусств, район Таврос

Современное греческое искусство, известное за пределами страны – это в основном стрит-арт, первая и самая быстрая реакция на кризис. Все дворы школы заполнены пронзительными произведениями уличного искусства, полными острой социальной критики. «Документа-14» открыла массу местных художников. Кроме выставки, здесь находятся мастерские студентов, открытые для посетителей. Качество и глубина работ потрясающие. Например, Алкистис Маврокефалу работает с человеческой гортанью, извлекает из нее слизь, разные химические субстанции. Именно через этот орган мы говорим, глотаем, дышим. Ее мастерская похожа на алхимическую лабораторию. В школе сосредоточены на методах обучения практическому участию в искусстве. Художники показывают то, что нужно прожить или испытать вне профессионального контекста. Радикальные утопии, перформансы, социальные эксперименты, видеоинсталляции предлагают не сокрушаться об отчаянном состоянии мира, а поработать над его восстановлением. – Д.П.

 

15 | Neon,

без прописки

Некоммерческая организация, основанная в 2013 году коллекционером и предпринимателем Димитрисом Даскалопулосом, задача которой –популяризировать греческое современное искусство. У Neon нет своей площадки, все их проекты – интервенции на чужие территории. Нынешняя выставка «От народа к народу» проходит в школе «Диплоамос» в центре Афин. На четвертом этаже этого исторического здания британец Майкл Лэнди вместе с местными студентами демонстрирует голос города при помощи картин и рисунков, сделанных на основе фотографий афинских граффити, афоризмов и цитат на сатирические, политические и религиозные темы. – Д.П.

30 июня 2017
Поделиться: