×
Леонид Цхэ. Форма как рассказ.
Павел Герасименко

Выставка Леонида Цхэ "Постановки" открылась в ММОМА на Тверской, 9. Публикуем статью Павла Герасименко, посвященную художнику. Выставка продлится до 22 февраля. 

За короткое время Леонид Цхэ стал одним из самых интересных и многообещающих авторов на современной арт-сцене Петербурга. Основной медиум его искусства – рисунок, осмыслением которого художник занят постоянно. Одна часть показанных работ сделана во время практики со студентами в Великом Устюге летом 2016 года, другая – постановки во время занятий в академической мастерской. Все они относятся к учебному процессу, который является для преподавателя (пусть и молодого) повседневностью. Цхэ смог превратить учебное рисование в источник постоянных пластических экспериментов и открытий.

Среди умений, отрабатываемых студентами Академии художеств, важное место занимает штриховка. Способность учащегося уверенно и быстро покрывать лист ровными линиями с нужной плотностью до сих пор высоко ценится в любом российском художественном вузе. Леонид Цхэ нашел способ ускользнуть из- под власти вековых правил и установок, не теряя связи с академическим методом.

В его рисунке повторенная раз за разом линия обретает ту же структурную жесткость, что и в классических экзерсисах прежних лет. Но при этом она получает неожиданную свободу, становясь порывистой, эмоциональной.

Еще одно свойство рисунка Цхэ – живописность. Соотношение линии и пятна, монохромности и цвета выступает одной из главных движущих сил его искусства, для которого разделение на живопись и графику чисто формально.

В работах на холсте часто встречается рисунок, а живопись в виде интенсивных цветовых мазков появляется в работах на бумаге. Перед нами художник, демонстрирующий транзитивность видов и жанров в изобразительном искусстве. Карандаш у Цхэ – и это важно – функционально омонимичен кисти.

Современный художник не ограничивается опытом XX века: в показанных листах отчетливо заметны не только Кете Кольвиц и Фрэнсис Бэкон, но и отменные рисовальщики XVII века, свободно соединявшие различные техники итальянцы. Их быстрый рисунок, часть эскизной и подготовительной работы, до сих пор удивляет какой-то вневременной свободой.

Маэстрия этих работ – взять хотя бы любого из братьев Карраччи – есть кратчайшее выражение артистических способностей, спрессованная сумма умений художника. Недаром, когда мы говорим о том, что делает сейчас Леонид Цхэ, на ум приходит Болонская Академия художеств. В его рисунках легко обнаружить барочную линию: можно сравнить портретные детские головы из Великого Устюга и херувимов с иконостасов XVIII века. Да и вся петербургская Академия художеств остается пронизана барокко: подтверждением тому служат позы, в которых застывают натурщики Цхэ в мастер-ской второго курса.

Движение в рисунках Леоинда Цхэ – в первую очередь движение линии, а поиск, которым он занят, действительно сосредоточенна острие его карандаша. По словам художника, форма сама по себе может быть рассказом, который внимательный зритель может понять.

26 января 2018
Поделиться: