×
Страх и наслаждение
Арина Романцевич

Стеклянный пол, стеклянные стены, стеклянные пьедесталы – кристально прозрачное пространство. Границы павильона, похожего на огромную, оголенную церковь, раскрываются и становятся подвластными визуальному контролю. Подвешенный пол изменяет пропорции тел, искажает их. Вокруг зрителя двигаются тела перформеров ...

Стеклянный пол, стеклянные стены, стеклянные пьедесталы – кристально прозрачное пространство. Границы павильона, похожего на огромную, оголенную церковь, раскрываются и становятся подвластными визуальному контролю. Подвешенный пол изменяет пропорции тел, искажает их. Вокруг зрителя двигаются тела перформеров – снизу, сверху, между, они перемещаются в пространстве, дерутся, танцуют, поют, окружают нас своей энергией насилия, сопротивления и свободы . Зрителя кидает из жара в холод, из наслаждения в дискомфорт и даже страх, от веры в Бога к антирелигиозным чувствам, от эротических переживаний к отвращению, от желания следовать зову перформеров к острой необходимости сопротивляться действу, а оно идет без малого четыре часа. Вдобавок павильон стерегут собаки, чей лай постоянно проникает внутрь, усиливая и без того нарастающую тревогу. Проект – смешение всех медиа в одно объем ное тело, внутри которого есть место зрителю, и место это сродни одиночной тюремной камере, где ты наедине с собой, но за стеной есть «другие», такие же обезличенные, как ты, и границы между вами условны. Все это описывает немецкий павильон на 57-й Венецианской биеннале, который представляет Анне Имхоф со своей работой «Faust», и который заслуженно получил «Золотого льва». Проект стимулирует зрителя подумать о возможностях, что есть у современного человека: о праве мыслить, выбирать, праве на гендерное разнообразие и о том, как защитить свои возможности в иллюзорно прозрачном мире. «Золотой лев» крайне редко достается тем, кого активнее всего обсуждают критики, кто вызывает больше интереса, однако в этот раз мнение жюри и публики неожиданным образом сошлись на «Faust». Возможно, потому, что тема нынешней биеннале «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство!») прекрасно подходит под творческий метод Имхоф, ведь художница создает  работы,  которые  двигаются, соединяют в себе театральное действо и рисунок, музыку и пластику, перформанс и инсталляцию. Или потому, что нас как магнит притягивает бесконечный сериал, в котором, сам того не осознавая, принимаешь участие уже при приближении к павильону, окруженному доберманами. В любом случае, произведение Имхоф нужно хотя бы один раз увидеть и прочувствовать, принять предложение вступить в игру и попытаться найти себя внутри действа.

Проект поддерживает производитель премиальной сантехники Dornbracht, который в рамках своей культуртрегерской программы провел 23 мая дискуссию с художником и куратором павильона, где желающие могли задать возникшие вопросы. «Кто ищет, тот вынужден блуждать» – подтверждает фаустовское изречение искусство Анне Имхоф. И мы блуждаем по венецианским павильонам.

31 декабря 2017
Поделиться: