×
Как путешествовать, не выходя из палаццо.
Александра Рудык

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак и руководитель отдела кино и медиаискусства Ольга Шишко в рамках параллельной программы Венецианской биеннале сделали выставку «Человек как птица. Образы путешествий». Тема понятная, подача четкая, ритм спокойный, баланс выдержан – проект достойно заявил на Западе о музейной программе актуального искусства «Пушкинский XXI».

Медиакуратор Ольга Шишко слывет крупным специалистом в области кино и видеоарта, в чьем исполнении современное искусство – путешествие в историю видео, путешествие во времени, пространстве, внутрь себя и обратно. Рискну сказать, что Шишко всю жизнь делает одну и ту же с точки зрения подачи и типологии произведений выставку, меняя площадки и варьируя лист художников. Это даже хорошо: у куратора впечатляющее знание предмета, отменный вкус и доступная тема, а делать искусство ближе к народу – не это ли задача музейного популяризатора. Новую выставку в Венеции от московской «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», если сравнивать два проекта (а их сравнение напрашивается), отличает сдержанный ряд имен, без очевидных хитов, и место действия. Вместо усадьбы Голицыных XVIII века – готическое палаццо Соранцо Ван Аксель 1474 года. Московский ряд произведений более естественно сочетался с архитектурой. Но венецианский проект получил дополнительный исторический слой. Это само палаццо, артефакты VIII–IX веков, раскиданные по нему, и знаменитая готическая дверь, предмет паломничества и поклонения искусствоведов и читателей итальянских трудов Аркадия Ипполитова. Есть и любопытные совпадения. Например, деревянная лодка с «морем внутри» (видеоэкраны встроены в объект) итальянского художника Фабрицио Плесси, играет с соседнем обьектом – саркофагом с изображением лодок и изречением на нем, которое переводится примерно так: нужно не только жить, но обязательно навигировать, что, впрочем, скорее подарок судьбы, нежели замысел кураторов.

Выставка занимает два этажа, объединяет 14 художников и три высказывания. Первое про индивидуальное путешествие и образы воды: упомянутая лодка Плесси, Леонид Тишков, не изменяющий луне, Ирина Затуловская с тонким рукоделием на венецианских тканях, Татьяна Ахметгалиева с видео на тему «Одиссеи», и Дмитрий Булныгин с иллюзорным мэппингом: снятая на ускоренном режиме катастрофа рыб в мире аквариума – бьющая наотмашь аллегория земной жизни. Второй этаж экспозиции – о путешествиях в пространстве и времени в непривычных технологичных масштабах. Голландец Марникс де Нийс создает 3D-город на основе тысяч пользовательских фотографий достопримечательностей (эта же работа демонстрировалась в «Доме впечатлений»). Видео Давида Клербо «Путешествие» отечественные зрители могут помнить по 5-ой Московской биеннале. Бельгиец детально показывает таинственный лес, который через 12 минут оказывается небольшой рощей посреди поля. Самая трогательная работа у аргентинского художника Мариано Сардона: он расспрашивал о путешествиях волонтеров Пушкинского музея, кураторов, свою бабушку и прорезал эти маршруты на картах городов – получилось тонко и красиво. Абсолютный зрительский хит – аудиоскульптура Юрия Календарева. Результат внутреннего поиска, полученный экспериментальным путем: выгнутые бронзовые пластины, по которым можно от души поколотить свисающими с потолка молотками, извлекая звуки не то колоколов, не то недр земли. На этом же этаже хорошо знакомая и тревожная «Вечность» группы «Провмыза», путешествие в прошлое немца Мартина Хонерта, пустынные фотографические ландшафты Софьи Гавриловой, глобальный цифровой дом из светящихся сетей Масаки Фуджихата (Токио).

По задумке кураторов современные видео, аудио и 3D-технологии расширяют пространство, раскрывают восприятие на 360 градусов, становятся важными инструментами познания мира. Медиахудожники – летописцы XXI века, которые чутко реагируют на перенасыщенное информацией и фиксирующими устройствами время. Но это не значит, что ретроградам, предпочитающим по старинке впитывать искусство глазом, выставка не понравится. Одни лишь виды фантастической церкви Санта-Мария деи Мираколи, раскрывающиеся в неожиданных ракурсах с разных точек экспозиции, вкупе с аудиальным проектом Семена Александровского «Другой музей» решительно рушат эстетические стереотипы. Запись шумов Пушкинского музея выдается посетителям в наушниках и переносит из Венеции в Москву со скоростью звука.

30 декабря 2017
Поделиться: