×
Древо и ризома
Сергей Хачатуров

Сразу после открытия огромных форумов современного искусства, «Документы» в Касселе и Венецианской биеннале, началась жизнь художественной биеннале MOMENTUM в норвежском городе Мосс.

«Крестной мамой» выступила приглашенная на торжественное открытие королева Норвегии Соня. Биеннале в городе Мосс проходит в девятый раз и по образу своему антипод статусных и амбициозных фестивалей в Венеции и Германии. Венеция, и особенно Кассель, выстраивают большие нарративы, представляют отчет человечеству о радости и горести в политике, социуме, ноосфере, словно знание-древо, как его понимали Делез и Гваттари: с кроной высших смыслов, дуализмом, иерархией верха и низа.

Биеннале в Моссе – мероприятие, которое хотелось бы охарактеризовать словом «номадическое». Это такие медитативные касания тем философии жизни, которые для толстокожих любителей «последних вопросов» могут быть совсем не ощутимы. Кочевнический дух фестиваля словно следует заповеди «не навреди» или требованиям «не загрязняй экологию», «чурайся диктаторских жестов и доминантных фигур». Перед открытием гостей на побережье фьорда встречали подростки в причудливых костюмах русалок и водяных. Они напоминали дефиле героев Андрея Бартенева, кстати, преподающего в Норвегии искусство перформанса. Эти русалки и эльфы, участники перформанса группы Trollkrem, сидели на прибрежных валунах, разрисовывали друг другу лица, а заодно угощали морепродуктами и рассказывали про анатомию морских гадов и жизнедеятельность водорослей и моллюсков. Через час этой компании и след простыл. Никакого агрессивного действа, фейерверка эмоций и саспенса… Легкое прикосновение. Номадический образ, конечно, соотносится и с идеей Делеза и Гваттари о ризомном представлении знания. В противовес древовидной ризомная модель отражает горизонтальные связи, множественность и гибридность мира, несистемные, неожиданные различия.

Побывав в 2009 году на Пятой биеннале в Моссе, я писал о схожести этого фестиваля с «Номадическим шоу» Ширяевской биеннале на Волге. Интеграция в экосистему без амбиций изменить ее – вот что сближает два фестиваля. Иными словами, главные принципы: смирение, самоумаление и медитация. В этом году тема биеннале в Моссе: ALIEN – инородный, иностранный или «чужой», что ближе к выстроенному на фестивале контексту. На одной из главных площадок биеннале в    галерее F15 отдельную комнату в центре отдали экстравагантной биогенной мебели швейцарского художника Ганса Руди Гигера, создателя образов популярного фантастического фильма «Чужой».

Нетрудно представить, если бы тема «чужой» была принята Венецианской биеннале, зрители увидели бы исследования на тему современных демографических проблем европейских столиц, новейшего переселения народов, исламизации Западной Европы, трудного сосуществования этносов и т.д. Ничего такого кура-торы нынешней биеннале Ульрика Флинк (Швеция), Илари Лааманен (Финляндия), Якоб Лиллемоз (Дания), Гунхилд Мое (Норвегия), Йон Б.К. Рансу (Исландия) не предлагают. Скорее они выстраивают образ выставок фестиваля по аналогии с главами литературно-художественного эссе о том, как понимается «чужой» в философском, биологическом, экологическом аспектах. Работы на MOMENTUM 9 настолько эскизны, что шелестящие легкие видеоэссе Е. Гранильщикова в сравнении с ними – эпопея «Война и мир».

Запомнилось, что в трех громадных залах фестиваля, Parkteatret, SF Kino Moss, Gallery Henrik Gerner гости могли на полтора часа погрузиться в саундскейп-медитации, без всякого визуального сопровождения и четкого нарратива. В театре (Parkteatret) предлагается внимать утробным звукам и инородным вибрациям аудиоперформанса американца Джона Дункана Nazca Transmissions. Саундскейпы основаны на записях «Линий Наски» (гигантских геометрических и фигуративных геоглифов на плато Наска в Перу), сделанных немецким археологом Антоном Дюдером. В кинотеатре (SF Kino Moss) полуторачасовой подкаст-проект The Anthrop Part 1+2 датско-английской группы «Третье ухо». В некоем сомнамбулическом пространстве мы слушали переговоры и дневниковые записи землян, живущих в далеком будущем. Гипнотическая стилистика этого аудиоперформанса с мерными монологами астронавтов и футуристическим скрежетом, эфирными помехами далеких галактик напоминает старый добрый жанр «театр у микрофона», запомнившийся со времени учебы в советской школе.

Наконец, символичным для идеи биеннале как медитации и даже эскапизма в поисках образа «чужого» является третий саунд-проект «Клиника общественных мечтаний » («The Public Dream Clinic») дуэта Leon Tan and Amanda Newall. Звуки создают облака релаксации. В них мягко вплывают отголоски бетховенской сонаты, сменяющиеся пульсацией наподобие ритма биения сердца. Авторы считают сеанс коллективной звукотерапии чем-то вроде средства от навязчивых атак агрессивных паттернов публичного рационального, утилитарного и капиталистического мышления.

Характерно, что на фестивале визуальных искусств центральное место отведено проектам нонспектакулярным, не предполагающим визуального контакта. В иных случаях зрительные образы, представленные в Momentum Kunsthall, галерее F15, нарочито иллюзорны и призрачны, как, например, работа Jenna Sutella «Параграф». В углу лестничного пролета кунстхалле сделан рельеф – параграф из спутанных водорослей. Разные формы жизни, взаимодействие технического и органического определяют выставочные пространства, похожие на лаборатории паранаучных исследований, и интровертные объекты, представленные на них.

Отдадим должное доверию организаторов MOMENTUM зрителям, их творческой интуиции, способности к медитации и игре воображения. А кто предпочитает искать образ «чужого» в искусстве, натурфилософии более привычным путем, добро пожаловать в Осло, в Музей Мунка. Там до 8 октября открыта выставка «По направлению к лесу». Известный норвежский писатель Карл Уве Кнаусгор выбрал малоизвестные живописные, графические и скульптурные работы Эдварда Мунка по темам «Лес », «Свет и пейзаж», «Хаос и энергия», «Другие», прокомментировал разделы емкими и образными репликами. Хотя и без комментариев шедевры художника завораживают и восхищают. Пробуждение потаенных, иных сил в природном ландшафте, рождение в них «чужого» – тревожного, странного, мистического – явлено воочию, на правах гениальной очевидности.

28 мая 2017
Поделиться: