×
В Брюгге происходит современное искусство
Арина Романцевич

До 16 сентября в Брюгге можно увидеть триеннале современного искусства под темой "Liquid City". 

Исторический центр города Брюгге – объект культурного наследия ЮНЕСКО. Туристы едут сюда посмотреть на средневековые здания XII–XIV вв., покататься на лодках, сфотографироваться с лебедями и попробовать бельгийские вафли. Мишель Дельвинь (куратор визуальных искусств Культурного центра Брюгге) и Тилл-Холдер Боршерт (директор Музея Брюгге), решившие в 2015 году организовать в Брюгге триеннале современного искусства, многим кажутся безумцами. Разумеется, история знает много примеров, как в город, не ориентированный на актуальное искусство, тянутся толпы представителей мира артистического из-за какой-нибудь биеннале. Например, так произошло с Касселем. Но Брюгге и без того наполнен туристами и средневековым искусством в хорошей сохранности. Зачем же это все? 

Кураторы списывают появление триеннале на инициативу нового мэра города и его желание найти для Брюгге новую идентичность. Почему бы не с помощью паблик-арта? Создать уличный музей современного искусства (пусть временный), которого здесь пока нет и который вряд ли появится в ближайшее время – достойная цель. 

Прошлый выпуск триеннале прошел под темой «Мегагород». Художники размышляли над тем, что будет, если однажды все те потоки туристов, что ежедневно приезжают в Брюгге, возьмут и останутся там жить. Тогда дуэт O+A создал мобильную звуковую инсталляцию «Тишина это новая громкость» из разных звуковых ландшафтов Брюгге: от стучащих по брусчатке копыт до шелестящих деревьев в саду Бегинажа – всего семнадцать аудиоопытов.

Название нынешней триеннале – Liquid Сity – отсылает к географическому положению Брюгге (обилие каналов, близость к Северному морю) и к труду «Текучая современность» британского социолога Зигмунда Баумана. По Бауману все непрерывно меняется: человеческие отношения, нормы, ценности и общество, которое становится более агрессивным. Исследователь призывает к гостеприимству культур, созданию общественных пространств, городских лабораторий, побуждающих людей встречаться друг с другом и разговаривать. Кураторы пригласили пятнадцать художников и архитекторов со всего мира, которым предложили выбрать место для объектов на воде или около нее, вступив в диалог с существующей архитектурой города или создав новые, невиданные в этом бельгийском городе общественные места. 

Вторая задача оказалась проще: мост Ярослава Козакевича с геометрически изображенными целующимися лицами, плавучая школа Кунле Адейеми, стоящая прямо на озере с лебедями, плот с качелями и гамаками The Floating Island Южнокорейской архитектурной студии OBBA и Мадридское бюро Selgascano с кислотно-розовым павильоном, в котором всегда светло и тепло по сравнению с капризной погодой Брюгге, успешно справились с задачей. Каждая работа подразумевает взаимодействия: в них можно войти, полежать в гамаке, использовать как трамплин в канал (он специально очищен для этой цели) или послушать лекцию – все максимально функционально и симпатично. 

Диалог с архитектурой и историей города удался нескольким работам, одна из которых – эффектная инсталляция «Небоскреб» американской студии StudioKCA. Там, где кончается канал, по которому в прежние времена проходили большие торговые корабли, где жили богатые брюггенцы, прямо перед статуей Ван Эйка над головами туристов нависли пять тонн мусора, собранного на Гавайских пляжах художниками и добровольцами. Мусору придали форму синего кита. За китом находится знаменитое здание с башенкой – The Burger’s Lodge, в котором важные горожане проводили встречи с партнерами, наблюдая в окно за принадлежащими им рыболовецкими судами. Помимо авторов StudioKCA, с местной архитектурой перекликаются работа Джона Пауэрса (скульптура из ржавых железных конструкций, напоминающая лебединую шею) и проект вертикального капсульного жилья на воде Infiniti Питера Ван Дриша.

Объекты триеннале расположены так, чтобы путь любителей паблик-арта растянулся от центра до окраин. Всего-то пару часов спокойной прогулки, и достопримечательности города, от старых до новых, изучены и сфотографированы. Хорошая попытка отвлечь внимание туристов от средневекового центра и распространить импровизированный музей на весь город.

Но к сожалению, триеннале 2018 года не находится на острие критической мысли, и потому охотники за художественными экспериментами вряд ли поставят Брюгге в свой арт-маршрут лета.

С другой стороны, очевидно, что уснувший Брюгге просыпается от многолетнего сна. Надеюсь, в 2021 году кураторы станут смелее, а работы острее. Проверим! 

18 июля 2018
Поделиться: