×
Книжная полка Сергея Попова

 

 

ГРЕЙСОН ПЕРРИ.

ПОТОМУ ЧТО ЭТО – СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО! М., Э, 2017

Книги в жанре «как разобраться в современном искусстве и с чем его вообще едят» стали неотъемлемой частью международного книжного ландшафта и на русском языке выходят каждый месяц. Большая часть – однообразные бодрые пересказы общих мест; лишь редкие образцы представляют интерес. Среди последних лидирует текст британского художника, лауреата премии Тёрнера Грейсона Перри. оформленная, как детская книжка с картинками, написанная простым языком – ее стоило бы назначить, как у нас любят, «пособием для учащихся старших классов школ и средних специальных учебных заведений».

В нескольких главах Перри незанудно рассказывает о собственных годах обучения и становления, описывает арт-рынок, и в том числе сложности и преимущества получения профессии художника, несмотря на ее предопределенную низкую экономическую эффективность. Но кто же допустит в нашей стране, чтобы учебник писал фрик-трансвестит, занимающийся экспериментальной керамикой – поэтому книга проходит по разделу издательства «Э», развлекательного филиала «АСТ». Книга не так проста, как кажется. Это не только апология, но и тонкая критика нынешнего арт-миропорядка. Формулировки Перри подкупают лаконичностью: «Современное искусство – это своеобразный научно-исследовательский институт капитализма». Позиция автора подкреплена тернистым путем к славе, поэтому его слова звучат весомо: «Лучшим художникам может потребоваться немало времени на то, чтобы услышать свой собственный голос».


ЭМИ ДЕМПСИ.

МОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. М., Ад Маргинем Пресс, 2018

Очередная попытка объяснить значимость современного искусства выстроена по хронологии и стилистическим направлениям. С точки зрения тоскливости, равных этой книге на местном рынке мало. Прежде всего, сама попытка информировать о современном искусстве с помощью сменяющихся направлений сегодня кажется крайне наивной – направления не столько сменяли друг друга, сколько сосуществовали, и рассказывать о них даже детям имеет смысл через изменения в языке искусства, а не внешних приемов, которые во многих направлениях повторялись. После поп-арта вычленять направления вообще становится бесполезно, но автор увлеченно перечисляет на равных с трансавангардом и неопопом «видео-арт», «саунд-арт» и даже «арт-фотографию», которой уделено обидно мало места. Заканчивается этот набор неким «искусством маршрутов» (в английском это звучит изящнее – «destination art»; Демпси выделяет его, потому что написала о нем целую книгу). описание каждого направления занимает в среднем полстранички – объяснить в таком мизерном объеме текста вообще мало что возможно. Но автор излагает все столь примитивным и унылым языком, что книгу впору отнести к жанру не «для чайников», а «для чугунных чушек».


 

ФИЛИП ХУК.

ГАЛЕРЕЯ АФЕРИСТОВ. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И ТЕХ, КТО ЕГО ПРОДАЕТ.

СПб, Азбука, 2018

Свежая (английское издание 2017 года) книга автора нашумевшего у нас «Завтрака у Sotheby’s» продолжает тему громких продаж произведений искусства, на этот раз в историческом ключе. Хук начинает повествование из Северной европы XVI– XVII веков, где, собственно, и зародился арт-рынок. И проводит читателя через несколько веков по именам и биографиям крупнейших торговцев искусством. Ближе к нашему столетию их начинаешь узнавать – о Волларе и Дюран-Рюэле (воспоминания которых «Азбука» переиздала одновременно с этой книгой) слышали не только арт-профессионалы. Но о деяниях крупнейших торговцев предыдущих веков я узнал с интересом – истории продаж искусства искусствоведам не преподают. А зря. об искусстве узнаешь массу нового через аспекты его продвижения: например, о массовых подделках «старых мастеров» не только в наш век или о намеренном спутывании Пармиджано и Пармиджанино для повышения цены картины. Повествование Хука читается легко – торговля произведениями искусства напоминает авантюрный роман со множеством глав и героев, которые с течением времени становятся все изощреннее в методах. История искусства отчасти сложена его продавцами – это тоже становится очевидным по прочтении книги. Фигуры Вильденстейнов, Розенбергов, Канвейлера, Кассирера, Лео Кастелли и многих других предстают в возвышенном ореоле, как организаторов разных процессов, а порой и как подвижников, спасавших художников от нищеты, а их произведения от забвения и уничтожения. Непонятно лишь, зачем текст об этом множестве энтузиастов-предпринимателей назван «Галереей аферистов» – разве только для повышения продаж книги.


 

ДЖОН БёРДЖЕР.

ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ И РОЛЬ ХУДОЖНИКА В СССР.

М., Ад Маргинем Пресс, 2018

Знаменитый критик и писатель в молодости побывал в СССР, возможно, в связи с выходом своей книги о Ренато Гуттузо на русском языке (1962), где познакомился с неофициальными художниками, в том числе с Эрнстом Неизвестным. общение с последним произвело столь сильное впечатление на исповедовавшего марксистские взгляды автора, что завершилось выпуском в 1969 году небольшой монографии на английском языке, посвященной творчеству Неизвестного и его сложному, совсем неоднозначному тогда (в свете событий 1968 года) советскому контексту. Некоторые мысли сейчас кажутся наивными и соответствуют тому времени. Но в целом анализ как творчества, так и ситуации поражает остротой и остается актуальным до сих пор – через 50 лет после своего написания книга возвращается к нам не только как литературный документ, но и резонирует с сегодняшними реалиями. Бёрджер жестко и точно рассуждает о сексуальности и физиологичности скульптур Неизвестного, находит выразительные слова о мотивах смерти и войны как исходных для художника. Понятие «стойкости» он назначает основополагающим в его искусстве и убедительно разворачивает свою аргументацию по этому поводу в духе левого гуманизма. Рассуждать о Неизвестном в последние годы непросто, его фигура сильно мифологизирована, и книга Бёрджера подоспела как образец описания хоть и пристрастного, но свободного от льстивого мифологизма, которым проникнута сегодняшняя критика по отношению ко многим художникам.


ИОСИФ БАКШТЕЙН.

СТАТЬИ И ДИАЛОГИ.

М., Ад Маргинем Пресс, 2018

Второй за несколько лет сборник текстов Иосифа Бакштейна, одного из ключевых российских культуртрегеров, теоретика московского концептуализма, служит своего рода дополнением к его книге «Внутри картины», вышедшей три года назад. Создается впечатление, что в новое издание включены все (или большая часть) текстов, не вошедших в первый том. Как следствие, ключевых текстов Бакштейна здесь нет, собраны скорее заметки, носящие личный характер (воспоминания), и написанные по случаю (например, текст об искусстве австралийских аборигенов). В любом случае, это необходимо было сделать, чтобы подвести итог многолетней деятельности автора – все тексты бережно отобраны, отредактированы и рассортированы Александрой Шестаковой. она же, в отличие от предыдущей книги, сделала акцент на кураторской практике Бакштейна, и вторая часть – путеводитель по выставкам, среди которых есть легендарные для нашего контекста («ИсKunstво», «Шизокитай», выставки в мужском отделении Сандуновских бань или в Бутырской тюрьме). В этом разделе тексты Бакштейна и его интервью проиллюстрированы архивными фотографиями. Даже поверхностное чтение «Статей и диалогов» задает неожиданные ракурсы и перспективы в изучении недавней истории нашего искусства.


ДИ №3-2018

 

15 июня 2018
Поделиться: