×
Кирилл Гаршин
Юлия Матвеева

Только на страницах ДИ закрытое собрание ММОМА становится открытым.

Кирилл Гаршин – самый молодой автор в коллекции Московского музея современного искусства. Он родился в 1990 году в Воронеже, в 2010 году окончил Воронежское художественное училище. С 2011 года профессионально занимается живописью. Работы художника автобиографичны, но не всегда буквально. Собственная линия иногда завуалирована, разбавлена, дополнена чужими историями, что неизменно придает достоверность даже самым мистическим сюжетам.

Первая масштабная серия Кирилла Гаршина «Пределы адекватности» (2011) написана, как и большинство ранних работ, акрилом на стандартных листах мелованного картона, из которых художник собирает многометровые композиции. Серия была показана в галерее Х.Л.А.М., ставшей знаковой для развития современного искусства в Воронеже1. Фигуративным и предметным наполнением работ «Чаша», «Тайная вечеря», «Благовещение», «Хлеб и вино» стали мизансцены, увиденные Гаршиным в городской психиатрической больнице, где он провел один месяц. Эти пространства представились потрясенному художнику универсальной площадкой для разыгрывания архетипических сцен, а все рутинные действия в их ритуальной монотонности неожиданно сомкнулись с библейскими сюжетами. Композиция картины «Чаша» документально воссоздает сцену вечернего телепросмотра в больнице. Чаша на краю пустого деревянного стола, иконографически близкая известному канону, превосходит бытовой сюжет из жизни автора, уводя в сторону символических толкований объекта как меры жизни, выбора судьбы и избавления от отчаяния.

Гулкие больничные и индустриальные пространства, на этот раз абсолютно пустые, появятся в серии «Аметропия» (2014). Людей здесь нет, а интерьеры размыты почти до абстракции. Второй большой проект Гаршина, серия Wide people, воплощает легенду о жизни после конца истории. На картинах фантастический мир, «подростковый рай», смоделированный в эстетике компьютерной игры или фильма. Художник комментирует сюжет: «Происходит утопическая история, после расцвета цивилизации идет гибель, на смену приходит новая генерация людей. Здесь нет ни государства, ни правительства, ни понятия власти, ни денежных отношений, ни правил, ни законов – ничего, что знаем мы, наша цивилизация»2.

Принцип построения картины, который Гаршин часто называет «коллажным», означает, что внимательный или современный этому поколению зритель может увидеть отсылки к многообразию кодов визуальной культуры: постапокалиптической меланхолии «Сталкера» Тарковского, пейзажам научно-фантастических фильмов, персонажам вестернов и многому другому. «Я работаю всегда с тем, что уже есть, я не придумываю ничего. Придуманное может не быть убедительным. Все элементы должны быть убедительными, тогда в любом сочленении есть правдоподобие»3.

Современную реальность наряду с материальным окружающим миром составляют образы кино и интернета, виртуального мира, дополненные реальностью компьютерных игр. Пространства композиций Гаршина, построенные по принципу такого же смешения реальностей, именно поэтому кажутся реалистичными. Гаршин удивительным образом примиряет потерю художником эксклюзивной привилегии на «создание образов» в современном мире и возвращает живописному искусству его исконную функцию – отображение окружающего мира через образы, сближая его с «искусством старых мастеров». Беньямин писал, что с появлением фотографии и кино художник потерял привилегию на продуцирование, производство образов (до того момента только художник мог переместить образ окружающего мира в свое произведение, потом эта функция перешла к фотографии). Появление интернета ознаменовало утрату монополии на само художественное высказывание. Виртуальный мир у Гаршина уже часть всей реальности. По крайней мере, в визуальном плане. он явно черпает из него не меньше впечатлений, чем из материального. Два мира открываются друг другу. Фрагменты достоверных городских ландшафтов Воронежа могут быть перенесены не только в другой город, но и в виртуальную реальность компьютерной игры. В традиционном искусстве, например, в «Искушении святого Антония» Маттиаса Грюневальда (на которого Гаршин формально-стилистически опирается), пространство картины наполнено не только образами видимого мира, но и мифами, которые для художника не менее достоверны, чем сама реальность. Трансмедийность живописных работ Гаршина была отмечена кураторами выставки ММоМА «одно внутри другого». В рамках той экспозиции была показана серия «Праздные дни» (2014, картон, холст, акрил). Начатый, как и предыдущие серии, на листах картона (последние работы выполнены уже на холсте), цикл написан на основе семейного фотоархива. «После серии Wide people у меня довольно долго был период размышления, застой в работе, когда я не мог понять, что мне делать дальше. Казалось, что после первых двух «густо замешанных» проектов должно быть что-то еще более сложносочиненное. В этом состоянии я сел разбирать семейный архив и нашел старые полароидные снимки. Сначала меня привлекла их некоторая деформация цвета, застылость, высветленность отдельных фрагментов. Захотелось попробовать передать это качество, эти рожденные дефектами эффекты в живописной технике»4.

Постепенно на первый план вышли новые смыслы. Несоответствие образа из воспоминаний и явленного в факте кадра породило эффект совмещения разных миров – реально имевшего место и отраженного в памяти. Фотографии фиксируют сцены семейных торжественных событий, отмечая значимые праздничные моменты. На большей части работ мы видим одних и тех же людей – семейный круг художника, худенького мальчика в очках и футболке с рисунком – автора в детстве в привычном окружении за праздничным столом. «Когда ты ребенок, подобные события имеют большое значение, тебя окружает множество людей, которым ты не безразличен, и хочется, чтобы так было всегда. Именно в такие моменты закрадывается ощущение тревожности происходящего, но осознавать это начинаешь позже. Вся серия – это история праздника отдельно взятой семьи, но не так важно, кто именно изображен на картинах. Фотографии прошлого из семейных архивов транслируют универсальное переживание»5.

В полированных изгибах шкафов, цветастых темных настенных коврах, других деталях интерьера, равно как и в торжественно-застылых позах людей перед камерой моментального фотоаппарата, художник предлагает каждому найти повод погрузиться в свои воспоминания, оживить собственные забытые ощущения. В коллекции Московского музея современного искусства хранится работа No 9 из серии «Праздные дни» (2014, картон на деревянном планшете, акрил, 130х150 см). На ней мальчик стоит рядом со старшей сестрой на фоне интерьера с портьерой, отмеченной солнечным квадратом, телевизором, электронными часами на нем и стеной, увешанной сувенирными картинками с узнаваемой репродукцией «Неизвестной» кисти И. Крамcкого. он обращен лицом к зрителю и открыто предлагает совершить мистическое путешествие по своей памяти. Гиперреализму, к традиции которого примыкает творчество Кирилла Гаршина, свойственна атмосфера загадки и вызываемой ею некоторой тревожности от того, что «вроде все реально, но что-то не так»6. Переработанная и сублимированная реальность, как в работах С. Файбисовича, продолжает определять вектор поиска художника.


 

1 Галерея Х.Л.А.М., основанная А. Горбуновым, сыграла заметную роль в развитии воронежского современного искусства. В галерее были проведены десятки выставок художников региона, некоторые из которых номинированы на премии

в области современного искусства («Инновация», Премия Кандинского).

2-4 К. Гаршин. Из беседы автора с художником 17.04.2018.

5 К. Гаршин «Внутри грудной клетки», М. 2014. С. 27 (интервью А. Жиляев).

6 К. Гаршин. Из беседы автора с художником 17.04.2018.


 


 


 

15 июня 2018
Поделиться: