×
Книжная полка Сергея Попова

Сергей Гущин, Александр Щуренков.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И КАК ПЕРЕСТАТЬ ЕГО БОЯТЬСЯ.
М.: АСТ, 2018

Книга Гущина и Щуренкова дополняет ставший уже очень длинным ряд книг в жанре объяснения современного искусства «для чайников». Появление каждого нового издания такого типа требует оправдания – все их не прочесть ни неофиту, ни профессионалу. Гущин и Щуренков неофиты сами, хотя и не признаются. Гущин быстро эволюционировал: несколько лет назад он открыл собственную галерею Fragment, а также запустил блог, в котором пишет об искусстве. Книга – фактическая сумма таких «пользовательских», быстрых текстов, которые не образуют связного нарратива, зато изобилуют штампами и трюизмами. Мне самому постоянно приходится сталкиваться с любимыми вопросами отечественного обывателя, неискушенность которого с годами сильно раздражает, – о том, что все современное искусство производится на средства арт-мафии и что «моя дочка наляпает черных квадратов всяко лучше Малевича». У Гущина примерно 400 тысяч таких читателей в инстаграме, и его желание просветить их вполне понятно. однако у книги свои требования и задачи. о данной можно сказать, что она плохо отредактирована, тексты не сбалансированы (то затянуто, то слишком коротко) и следствия путаются с причинами: так, часто высокие цены служат критерием значимости художника. Примерно треть книги занимает неоправданно разбухший словарь (значение любого термина можно легко найти в Википедии), а советы начинающему зрителю содержат пожелания сходить наконец в музей и посмотреть набор фильмов об искусстве. Собственно о современном искусстве здесь не так много – авторы бодро пересказывают эпизоды модернизма, о котором предварительно сообщают, что он к современному искусству не относится, и лишь к середине книги упоминают о целевой аудитории – детях. Все встает на места, если представить себе читателем книги подростка или инфантильного взрослого, далекого от культурной жизни.

Герберт Рид.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ.
М.: Искусство – XXI век, 2018

Классическая книга великого британского искусствоведа сэра Рида (1893–1968) написана им в продолжение «Краткой истории современной живописи». Нам пришлось ждать очень долго, более либеральные соцстраны получили ее, когда она была актуальна: я сам, учась в институте, пользовался венгерским изданием 1971 года. Книга впервые опубликована в Великобритании в 1964 году, и, конечно, повествует о современном искусстве в значении «modern», а не «contemporary»: на 1960-х, когда современное искусство еще в процессе становления, она и заканчивается. Теперь острота полемики ушла. Это спокойный, местами неровный текст о пластических изменениях в скульптуре первой половины ХХ века. Риду интересна линия от Родена и Матисса до Джакометти и Мура, но настоящие революционеры искусства – дадаисты и конструктивисты – играют в ней роль статистов. Рид всячески подчеркивает значимость британцев и французов в эволюции искусства, но совершенно забывает об американцах – Колдер и Дэвид Смит, Луиза Невельсон и Джозеф Корнелл удостаиваются всего нескольких строчек. О скульптуре принципиально антимодернистской, например о Мухиной (можно назвать десятки других имен), он даже не упоминает. Сейчас за такую историю ему бы изрядно попало в любом высшем учебном заведении Англии как за весьма неполиткорректную, но для тогдашнего студента она была вполне достойным сводом знаний. Годится она для образовательных целей и сегодня – с оговорками, что читателю придется самому разбираться со множеством типологических проблем, которые Рид просто выносит за скобки. Так что по-настоящему современной истории скульптуры мы все еще ждем.

Жак Рансьер.
ЭМАНСИПИРОВАННЫЙ ЗРИТЕЛЬ.
Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018

Сборник довольно непростых для восприятия лекций значимого французского философа, прочитанных им в арт-институциях и переработанных десятилетие назад в книгу из пяти частей. Объем невелик, однако разобраться в ней неподготовленному читателю почти невозможно: чтение Рансьера требует серьезных усилий, в том числе и знания левой критической теории, одним из ключевых представителей которой является этот философ. здесь нередки фразы типа: «очуждение – это неопределенность эстетического соотношения, возвращенная внутрь репрезентативного вымысла и сосредоточенная в силе столкновения разнородности». В отличие от своих предшественников (от Лакана до Бадью) Рансьер стал обращаться к эстетической теории в зрелом возрасте, уже в XXI веке. Российскому читателю знаком перевод его книги «Эстетическое бессознательное» (2004). Здесь он развивает определенные ее постулаты на конкретных примерах. Философа занимает спектр вопросов: эмансипация зрителя, продолжающаяся уже свыше столетия; критика критики; режимы совмещения политики и искусства; определенные типы образности, которые Рансьер обозначает как «невыносимые» или «задумчивые». В центре его размышлений понятие «диссенсус» (несогласие), которое обрастает эстетическими значениями. Рансьер ссылается на примеры из художественной фотографии или левой, в основном акционистской, артистической практики – от Марты Рослер до Yes Men, но чаще всего словом «искусство» обозначаются и образцы литературы, и театра, и критики. Книга выпущена в серии «Перформативные искусства. Экранные искусства» небольшого нижегородского издательства, приносящего нам свежие своевременные тексты о культурных практиках.

Мишель Тевоз.
ИСКУССТВО КАК НЕДОРАЗУМЕНИЕ.
Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2018

Мишель Тевоз (р. 1936) не удостоен даже статьи в русскоязычной Википедии. Это известный швейцарский искусствовед и психолог искусства, автор порядка 20 книг, из которых на русский язык ранее переведена одна – программный том «Ар-брют» (М., 1995). Тевоз – хранитель коллекции ар-брют в Лозанне, одной из старейших и наиболее известных коллекций искусства аутсайдеров в мире. Но он не столько ее описатель, сколько остроумный теоретик, строящий выводы о мире искусства на основании противоречий, столь наглядных в творчестве художников ар-брют. Теории, одна за другой рассыпанные на страницах новой небольшой книги, блистательны и незанудны. В тексте легко комбинированы парадокс кота Шрёдингера и воздействие психотропных веществ, вопросы вкуса и границ искусства, анализ гиперреалистов и примитивов. Книга о недоразумении, лежащем в основании акта творчества и его восприятия: «искусство или художественное отношение стоит расценивать как недоразумение особенно продуктивное, парадоксальное и разоблачающее. История искусства – это захватывающий роман-фельетон об обратной симметрии этих субъективных неудач». Бессмысленно, однако, пересказывать идеи Тевоза: сам текст эссе слишком хорош (и отменно переведен), чтобы пытаться его упростить или цитировать вне контекста. Хочется особо порекомендовать эту книгу тем, кто учится писать об искусстве сам; надо вот так – коротко, ясно, оригинально и глубоко.

 

ДИ №6-2018

 

19 декабря 2018
Поделиться: