×
Евреи не гадают
Яна Сидоркина

Действие мифов Павла Пепперштейна разворачивается на фоне выдуманных городов, иных вселенных и новых политических режимов. Совладать с ходом мысли автора попыталась основательница телеграм-канала «ты сегодня такой Пепперштейн» Яна Сидоркина в преддверии большой выставки художника в «Гараже».

Человек как рамка для ландшафта,
Музей современного искусства «Гараж»,
28 февраля – 2 июня

Яна Сидоркина: Каким тебе видится будущее?
Павел Пепперштейн: Это зависит от настроения, а также от физического и психического состояния, в котором я в данный момент пребываю.

ЯС: В прошлом веке, когда люди представляли наше время, оно ассоциировалось со звездолетами, коммунизмом и т.д. некоторые из тех мечтателей дожили до наших дней и видят, что эти образы, мягко говоря, не соответствуют действительности.
ПП: Ну почему не соответствуют? Машины летают, люди тоже, даже животные летают. Про насекомых я вообще молчу! Я видел публикацию на тему того, что сбылось из ожиданий и прогнозов, а что нет. Я больше занимался темой далекого будущего и никогда не заглядывал в близкое, можно сказать, из суеверных соображений. есть такое представление, что евреи не гадают. Не знаю, так это или нет, но я предпочитаю не гадать.

ЯС: В твоих видениях далекого будущего довольно много представителей искусства. Как будут обстоять дела с искусством или памятью о нем?
ПП: Я представляю себе будущее довольно долгим или необозримым, может быть, это будущее не человечества. Может, человечество исчезнет, и какие-то другие формы жизни разовьются взамен. Но, безусловно, такой феномен, как искусство, будет время от времени возникать. Если продлится жизнь, можно предположить, что все, что когда-либо было, так или иначе появится вновь, возможно, в слегка неузнаваемой форме.

ЯС: Как все это уживается с твоим отвращением к новейшим технологиям?
ПП: Для меня разработка тем, связанных с далеким будущим, датируется в основном нулевыми годами. Именно тогда я целиком и полностью посвятил себя этой деятельности. иногда я описываю будущее как контртехнологическое. Когда взамен версии прогресса, которая осуществляется сейчас, будет развиваться другая. Не то чтобы я был оголтелым архаистом. скорее, я адепт альтернативной линии прогресса.

ЯС: Мы видим, что некоторые твои предсказания сбылись. Например, проект «нацсупрематизм» активно реализовывается, это видно по дизайну нового терминала аэропорта «Шереметьево» или по олимпийской форме сборной России.
ПП: Значит, какие-то элементы моих предложений были приняты. Я очень рад.

ЯС: Что подталкивает тебя делать предсказания?
ПП: Особое состояние, которое настраивает на предсказательный лад. Можно углубиться в тему техники и традиции предсказаний. Как, например, работала дельфийская сивилла? Ее называли «лавропожирающей», и она изрыгала свои пророчества в состоянии глубокого транса. На полном серьезе я не занимаюсь никакими предсказаниями. Это бывают либо предложения, например, как «нацсупрематизм», либо как «Город Россия», который также был предложением, упакованным в форму предсказания. Я предлагал построить новую столицу, но выглядело это как серия прорицаний и предвидений о будущих веках и жизни этого воображаемого города.

ЯС: Павел, как думаешь, в твоих фантазийных творениях содержатся еще какие-то проекты, которые могут осуществиться в реальности?
ПП: Полагаю, что в любой фантастической литературе или в искусстве рассыпаны идеи, которые можно использовать в реальности. например, концепция безопасных самолетов, изложенная в моем рассказе «безопасные самолеты». Однажды у меня развилась боязнь летать в самолетах, но сохранилось желание перемещаться по воздуху, так возникла альтернативная концепция развития авиационной индустрии.

Идея в том, чтобы разделить двигательные конструкции и пассажирский отсек на два автономных объекта, соединенных по принципу буксира специальным тросом. В случае, если в двигательном отсеке случается поломка, трос механически отцепляется. Пассажирский отсек создан из желеобразного, прозрачного, но чрезвычайно прочного материала, пронизанного нанокапиллярами. Форма отсека меняется в полете, учитывая динамику воздушных потоков, но чаще всего отсек имеет форму веретенообразного облака. Оставшись в небе в одиночестве, отсек начинает барражировать, медленно опускаясь на землю. Его материал настолько вязок и прочен, что позволяет отсеку (т.н. «сопле») приземляться и в море, и на вершины гор. Даже если «сопливое облако» опускается на острые скалы, никакой горный пик не может проткнуть его, и все пассажиры невозмутимо дожидаются спасательного аппарата, который отбуксирует «облако». Я считаю, что это конструктивная идея, может быть взята на вооружение. Кроме абсолютной безопасности, полет в облаке гарантирует незабываемое эстетическое наслаждение: красота окружает летящего со всех сторон, возникает эффект скольжения в открытых небесах, что относится к категории «блаженная мечта человечества».

Также, как я уже сказал, я выдвигал предложение построить новую столицу россии – город Россия по аналогии с городом Бразилиа. Действительно, надо разгрузить нынешние столицы, превратив их в музейные пространства, сохраненные для приятной жизни и культурных мероприятий. Столицу предлагаю построить на полдороги между Москвой и Петербургом, это создаст диффузную зону между ними.

Есть также предложение о восстановлении Храма Соломона в Иерусалиме. Это проект гигантского куба, наполненного морем: соединенного с Красным морем специальными трубами, куда могут заплывать рыбы, медузы, акулы и дельфины, поскольку древнее название Храма Соломона – Море. Внутри куба может быть сакральное пространство в форме грота, где будут совершаться богослужения.

Есть также предложение установить на Луне часовню с чудотворной иконой внутри, которая обращена к Земле и оказывает свое целительное воздействие на всю планету. Мне кажется, это необходимо сделать. В настоящее время я побуждаю российское правительство и нашу космическую индустрию как можно скорее это осуществить.

Еще проект «антенны для общения с умершими». Важная вещь, но, думаю, из более далекого будущего. Вообще, сейчас нас окружает слишком много неодушевленного, пора обратиться к живым, дышащим, растущим материалам, с которыми можно общаться. Жилища людей станут живыми организмами, с которыми человеческий организм будет находится в симбиозе, в диалоге. Мой друг, известный ученый Владимир Куликов из Санкт-Петербурга, продуктивно занимается темой биогорода, наполненного живыми материалами. Мы часто беседовали с ним, и эти беседы вдохновили меня на разные размышления.

ЯС: Какие ты сам предпринимаешь шаги на пути к осуществлению этих идей?
ПП: Моя функция описательная, я могу только забрасывать в коллективное сознание какие-то образы, которые будут прорастать и тем самым способствовать реализации этих проектов.

ЯС: На выставке в «Гараже» будут представлены подобные проекты?
ПП: Эта выставка не пересекается с темой предсказаний. Точнее, пересекается, но очень опосредованно. Впрочем, не буду рассказывать подробно, не хочу нарушать эффект сюрприза.

 

ДИ №1-2018

1 марта 2019
Поделиться: