×
Иван Горшков. Путеводитель

Путеводитель по неизвестным проектам художника.

Бонус: три главных работы с ретроспективы в ММОМА.

 

1. «Картофельные выставки» 1990–1992, Воронеж

Как и многие дети, я занимался творчеством, используя картошку и спички: два элемента и целый спектр существ от человечков до лошадей. Выставлял я свои произведения на фундаменте сарая, первыми поклонниками и зрителями стали бабушка с дедушкой. Именно на «Картофельных выставках» я почувствовал азарт подготовки к выставке, к вернисажу, трепет перед открытием.

 

 

2. Carpet cube, 1991, Воронеж

Недавно разбирал фотографии и наткнулся на снимок, где я стою, пафосно развожу руками, показывая на ковер над диваном, к которому булавками приколоты мои рисунки. У этого пятилетнего мальчика в глазах огонь триумфатора. Мне кажется, с таким же лицом я открываю выставки и сейчас.

 

 

3. Мальчик, 2009, Воронеж

Однажды знакомая рассказала историю о мальчике, с которым она занималась английским. В начале каждого занятия ребенок машинально доставал из стола все свои сокровища: колпачки от ручек, кусочки пластилина, карандашик, клок кошачьей шерсти и начинал собирать из них скульптуру, перебирая бесконечные комбинации. В конце занятия он сгребал все обратно в ящик, в следующий раз ситуация повторялась. Это пример чистого, ничем не замутненного творческого процесса. И я понял, что хочу быть таким же свободным. Секрет успеха оказался в мнимой бесконечности работы. Перефразируя знаменитый совет «Танцуй, как будто никто не смотрит», можно сказать «Рисуй, как будто никто не увидит». Так и поступил. Этот прием оказался действенным средством против страхов молодого художника.

 

4. Король Паштет, 2014, Воронеж

Воронежский ресторан предложил придумать совместное мероприятие. Я решил сделать выставку, где все работы выполнены из еды. Повара и кондитеры заведения помогли с производством. Меня интересовала еда как особенно трепетный скульптурный материал. Формат мероприятия балансировал между рафинированным вернисажем и новогодним корпоративом. Не покидало чувство, что такое открытие находится далеко за рамками приличий строгого московского арт-комьюнити. Но это только разжигало азарт, и торты становились все больше, брусничная подлива все гуще, а водка из фонтана била все выше.

 

5. Обувная витрина, 2014, Воронеж

Знакомая предложила использовать мои скульптуры для оформления обувной витрины дорогого бутика в Воронеже. Я не мог упустить возможность веселого эксперимента и согласился, несмотря на расхожее мнение, будто приличному художнику не пристало выступать в качестве клоуна капиталистов и быть шутом в витрине. Как и теперь, в 2014 году современное искусство в Воронеже находилось в полупартизанском положении, и даже в витрине выполняло подрывную функцию – для многих эта выставка была возмутительной. Меня всегда интересовали этически спорные ситуации. Если щекочет нервы – хороший знак, нужно делать.

 

 

6. Найти и улучшить, 2016, Воронеж

В 2016 году я активно занялся реди-мейдами, увлекся интернет-картинкой, рандомными изображениями, которые включал в свои работы. Тогда же придумал проект – сувенирный набор «Найти и улучшить». В нем лежали открытки с моими фотожабами, ручки, фломастеры, но самое главное – в нем заключалась возможность активации. Инструкция гласила, что любой, кто воспользуется фломастерами и «улучшит» открытки, тут же превратит их в подлинные произведения Ивана Горшкова. Меня будоражила мысль, что если произвести тысячу наборов с десятью открытками в каждом и распространить по всей России, могут появиться десять тысяч моих новых работ! Этот проект должен был стать генератором счастливых случайностей. К сожалению, хоть набор и выглядел сногсшибательно, друзья отговорили меня брать кредит на его производство. Потом я выпустил «Найти и улучшить» 2.0, основанный на наклейках, который все-таки снискал народную любовь. Название набора – перевертыш приказа «Найти и уничтожить». Идеальное описание моей художественной стратегии – метода бесконечного переделывания.

 

7. Шоу всего, 2018, Воронеж

Задолго до того, как я стал арендовать новую мастерскую, я придумал для нее название – «Синдикат». В этом слове содержится намек на коллаборацию. И действительно, в этом сезоне главной интригой для меня стали «коллабы» с разными художниками. Главным грандиозным сотрудничеством стало «Шоу всего». Для меня это очень важная работа, одна из самых интересных и заслуживающих развития, но я не могу даже внятно описать ее формат. Это нечто междисциплинарное. Квазицирковое представление. Для всех участников работа стала чем-то своим: для музыкантов – концертом, для перформеров – перформансом, для меня – кинетической скульптурой. Идеальный пример «коллабы», когда каждый может считать общий проект собственным и не нужно делить пирог символического капитала.

 

8. Багира, 2019, Воронеж

Воронежская музыкальная группа «Головагрудь» решила записать музыкальное видео в моей мастерской. Инициатором и оператором выступил Кирилл Савельев, а я стал режиссером-постановщиком, сценографом и автором кинетической скульптуры из людей, музыки и предметов. Премьера клипа ожидается в июне 2019-го.

 

Три главные работы

Серия «Лебединое озеро» (2015–2019)

Живопись, посвященная осмыслению потенциала плохой фигуративной живописи. Деконструкция абстракции через фигуратив. Беспощадно бессмысленный и нежно-бесчеловечный.

 

Серия макетов-панорам (2018–2019)

Неоднозначный формат, зависающий между скульптурой и декоративно-прикладным. Это фрагменты нечеловеческих миров, где все оказывается не тем, чем кажется. Как и в «Утопии драконов», здесь важный эффект – ощущение ужаса от того, что сгенерированные образы уже не служат нам и вообще больше с нами не разговаривают.

 

Утопия драконов (2019)

Тотальная инсталляция, занимающая самый большой зал в ММОМА. Программная работа, работа-город, работа-экосистема. В ней применен максимально широкий диапазон материалов и приемов: от фонтанов до лайтбоксов, от гнилых пней до электроники. Она исчерпывающе представляет интересующие меня состояния: напряженное равновесие между весельем и ужасом, параноидальное ощущение, что все вокруг мираж и морок.

 

ДИ №3-2019

27 июня 2019
Поделиться: