×
Леонардо да Винчи
Кира Сапгир
Лувр,   Париж,  

Главный блокбастер проходит в Париже. Там, при дворе Франциска I итальянский художник провел последние годы жизни. Поэтому именно в Лувре пышно празднуют пятьсот лет со дня смерти мастера.

 

Пятьсот лет минуло после кончины человека, которого современники называли волшебником, а потомки – человеком будущего. Нынешнюю выставку готовили около десяти лет, столько времени ушло, чтобы добыть максимально возможное количество работ Леонардо да Винчи (1452–1519), причем только тех, чью авторство не вызывает сомнения. Итак: в блокбастере участвуют одиннадцать из девятнадцати сохранившихся живописей художника, графика, наброски, скульптуры, инженерные чертежи, записи художника, копии с работ мастера его учеников, результаты научных исследований картин – всего 160 экспонатов.

Предвыставочные страсти кипели почти до открытия. Самым сложным оказались даже не оплата страховок, которые достигли заоблачных высот, а долгие переговоры и уговоры владельцев шедевров предоставить их на выставку. Столь крохотное наследие придает каждой работе почти мифический статус, часто произведения объявляются невыездными (первая в этом ряду «Мона Лиза», хранящаяся в Лувре). Так, Польша не выпустила из страны «Даму с горностаем». Настоящие бои шли за «Витрувианского человека» из венецианской Галереи Академии. Дело дошло до итальянского суда, который 16 октября, буквально за неделю до открытия, все-таки дал зеленый свет (так шедевр избежал наводнения, разбушевавшегося в городе его прописки). При этом суд выдвинул условие, что «Витрувианский человек» будет показан в Лувре в течение только первых восьми недель, до 14 декабря. В обмен Франция предоставит Италии две картины Рафаэля для выставки в 2020 году, посвященной 500-летию со дня его смерти. Согласно итальянским СМИ, рисунок застрахован минимум на один миллиард евро.

Перед открытием многих интересовал вопрос, включат ли в экспозицию «Спасителя мира» (1499).  Напомним, Дмитрий Рыболовлев купил его у Ива Бувье за 127 млн долларов, а в 2018 году на Christie’s Департамент по культуре и туризму Абу-Даби заплатил за полотно уже 450 млн. Говорят работа прописалась на яхте наследного принца Саудовской Аравии Бадр бен Абдалла бен Мухаммед бен Фархан Аль Сауда и покидать ее не намерена. Зато на выставке присутствует другая версия «Спасителя мира» из бывшей коллекции маркиза де Ганеи, атрибутированная как «мастерская Леонардо да Винчи». Вообще, регулярно посещая выставки старых мастеров, прослеживать перипетии атрибуций и переатрибуций – как читать детектив, особенно когда речь идет о Леонардо. По словам Венсана Дельевена, куратора выставки, в мире насчитывается 22 похожих «Спасителя». 

Лувр показывает четыре полотна из собственной коллекции – «Мадонна в скалах», «Прекрасная Ферроньера», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Что касается «Джоконды» – «Чванная Мона» осталась в своей пуленепробиваемой цитадели. Зато посетителям выдают виртуальные шлемы, позволяющие в цифровом пространстве приблизиться к шедевру вплотную и разглядеть во всех деталях скрытое за стеклом. 

Самые именитые «иностранцы» прибыли из Ватикана – «Святой Иероним», из Эрмитажа – «Мадонна Бенуа», «Портрет музыканта» из миланской Пинакотеки Амброзиана (изначально авторство этой работы приписывали Антонелло да Мессина), «Голова женщины» (La Scapigliata) из Национальной галереи Пармы, «Мадонна с веретеном» из Шотландской национальной галереи в Эдинбурге, еще одна «Мадонна с веретеном» – из частной коллекции. 

Выставка разместилась в зале Наполеона, непосредственно под пирамидой Лувра. Экспозицию можно разделить на пять тем. Начинается она с биографии мастера: история жизни и обретение собственного художественного стиля, особенно четко явленного в юношеском «Пейзаже долины Арно». Второй раздел посвящен свету, тени и рельефу. Ключевой экспонат – монументальная скульптурная группа «Неверие святого Фомы» (флорентийский Музей Барджелло) с игрой света на бронзовой поверхности. Когда разглядываешь ее, не покидает ощущение, что трехмерное изображение старается вернуться в состояние двухмерности, к рисунку. Возможно, причина в обилии зарисовок, окружающих скульптуру наподобие раскадровки. Скульптура была выполнена, когда молодой Леонардо изучал ремесло в мастерской Верроккьо. Впрочем, скульптуры присутствуют и в других разделах выставки. В том числе большие медальоны Леонардо, сопровождающиеся детальным описанием техники работы с рельефом. Рядом шесть набросков драпировок из коллекции Лувра, демонстрирующих знаменитую леонардовскую игру светотени, от которых невозможно оторваться. 

Третий раздел посвящен технике. В конце 1470-х, по мысли Дельевена, стиль Леонардо изменился: если ранее он придавал первостепенное значение анатомии, то отныне скрупулезность уступила движению во имя «оживления» картины, даже если для этого требовалось изменить анатомической точности. О чем свидетельствует, например, великолепный набросок «Мадонна с кошкой» из Британского музея. Это ощущение жизни пронизывает и «Мадонну Бенуа» из Эрмитажа, выставленную в этом разделе, и «Святого Иеронима» из Музеев Ватикана, и луврскую «Мадонну в скалах», и некоторые из миланских портретов.

Далее научные изыскания: «Подход художника к науке оригинален и уникален, – считает Дельевен, – но для него главной всегда была живопись. Ему нужно было только понять, как все функционирует». В витринах выставлены 14 манускриптов из Института Франции, страницы из Атлантического кодекса и Кодекса Арундела из Британской библиотеки, в которых читается страсть к оптическим законам, астрономии, математическим уравнениям, росту деревьев, геологии, анатомии человека.

Наконец, в последнем разделе «Жизнь» главенствует копия «Тайной вечери» Марко д’Оджоно, считающаяся самой близкой к оригиналу.

Проходя по выставочной анфиладе, понимаешь, насколько для Леонардо было важно сделать свои картины по-настоящему живыми, не более и не менее. Он не просто изображал вещи, но и показывал то, что у них внутри: движение и вибрацию жизни. Этому помогает таинственное сфумато. Никто из персонажей не смотрит на зрителя. Заглянуть им в глаза невозможно, как ни пытайся – и вот уже подошвы прилипают к полу, и силком отрываешь себя от картины, заставляя переходить к следующей, чтобы вновь оказаться в добровольном плену! 

Выставка демонстрирует кропотливую и доскональную научную работу, которая постоянно ведется с наследием да Винчи и художников, близких ему. Надев специальные очки, можно увидеть, как сегодня изучают произведения Леонардо. Новейшие технологии позволяют провести инфракрасный анализ пигментов и их химического состава в красочных слоях на каждом этапе работы художника. В экспозицию вошли инфракрасные изображения картин Леонардо, включая те, которых нет на выставке. Специалисты работали не только с оригиналами, но и с копиями картин Леонардо, чтобы распознать, где его рука, а где его помощников или учеников. В очках видишь невидимое – нижние слои картин, укрупненный мазок и многое другое. 

«Надо прийти сюда, дабы уйти ослепленным», – гласят и голосят мировые СМИ. Как они правы. И пусть на осмотр дают всего полчаса, которых так мало для истинного наслаждения, этих тридцати минут вполне достаточно для того, чтобы уйти ошеломленным. 180 тысяч билетов разлетелись вмиг еще до открытия выставки: второго такого показа Леонардо в ближайшие десятилетия точно не случится.

 

Леонардо да Винчи

Лувр, Париж

До 24 февраля 2020

 

 

ДИ №6/2019

22 января 2020
Поделиться: