×
ФИАКу – сорок
Кира Сапгир

В октябре 2013 года парижской ФИАК, то бишь FIAC — Foire Internationale d'Art Contemporain («Международная ярмарка современного искусства») — отмечал свое 40-летие. В честь этого события 180 галерей из 25 стран — от Исландии до Новой Гвинеи — раскинули шатры-стенды в Большом дворце (Grand Palais) и окрестностях.

Подобно рыбам в период нерестилища все четыре ярмарочных дня (с 24 по 27 октября) жаждущие культуры вливались в стеклянный опрокинутый аквариум Гранд-пале, а оттуда растекались по французской столице, превращенной в эти юбилейные дни в гигантскую выставочную площадь под открытым небом. Пространство между Большим и Малым дворцами заняла монументальная композиция Жана Дюбюффе «Добро пожаловать!», предоставленная галерей «Pace» (Нью-Йорк). Другое «сверхновое» арт-пространство — набережные Сены. Под мостом Алексан-дра III Клеман Бордери (Париж) развернул гигантскую «Белую страницу», на которой будут писать абстрактные арабески дождь со смогом. Элегантную Вандомскую площадь, превращенную в безобразную свалку из-за капремонта отеля «Риц» обыграл японец Кавамото: нахлобучил на Вандомскую колонну мусорный контейнер.

В погожие деньки парижского «бабьего лета» вольготно чувствовала себя гуляющая публика в садах Тюильри. Сюда приходили семьями послушать «сонорные инсталляции» и увидеть парад скульптур современных «актуальщиков». А вот присутствовать на церемонии вручения приза Марселя Дюшана удостоились одни ВИП-персоны. В этом году номинан-тов было четверо: Фара Атасси, Лафита Эшакш, коллектив Клэр Фонтен, Рафаэль Зарка.

И конечно, артефакты нынешних «анфан-терриблей» на Квадратном дворе (Cour Carrée) Лувра Мону Лизу, Венеру Милосскую и Нику уже не смущали. Привыкли.

Удивительно то, что на это арт-торжище не прибыла ни единая галерея из России. Публику заставила улыбнуться забавная экспозиция «Секс, юмор и абстракция» на стенде парижской галереи «Минотавр».

Я хочу иметь детей

От коробки скоростей!

Г. Сапгир. «Икар» (посвящается О. Рабину)

Можно ли быть кубисту оптимистом, а абстракционисту юмористом? Насколько сексуальна абстракция и абстрактен секс?

Именно такой коктейль — «Секс, юмор и абстракция» — оказался в одном выставочном флаконе в дни юбилейного ФИАК! Его составил, умело дозируя, Бенуа Шапиро, владелец парижской галереи «Минотавр» (Le MINOTAURE).

Галерея, открывшаяся в 2002 году, расположена в сердце Латинского квартала — на улице Изящных искусств (2, rue des Beaux-Аrts, Paris 6e). Название выбрано не случайно. Оно унаследовано от помещавшейся здесь в 1920-х годах редакции легендарного журнала сюрреалистов «Минотавр», вписавшего, по выражению Жоржа Батая, «странную страницу в странную историю искусства в ХХ веке». Владелец «Минотавра», галерист Бенуа Шапиро, коллекционирует работы художников в основном из России и Восточной Европы. «Ядро» коллекции — русские мэтры парижской школы: Пуни, Ланской, Шаршун, Поляков, Шагал, Сутин, Кикоин, Кремень. Здесь же московские нонконформисты: Юрий Купер, Владимир Янкилевский, Илья Кабаков, Оскар Рабин, Владимир Вейсберг, Олег Целков, Дмитрий Красно-певцев, Михаил Гробман и т.д.

В экспозиции глава «Минотавра» столкнул авангард, сюрреализм, дадаизм с современными «актуальщиками» из своей новой коллекции. Представлены 27 мастеров разных возрастов и направлений из разных стран и частей света. Здесь работы зачинателя реди-мейда М. Дюшана, посткубиста Ф. Пикабия, «человека-луча» Ман Рея, первопроходца абстракции Купку, «мариниста-феминиста» Роне, сладострастного Паскина; есть и «чертовы куклы» Ганца Бельмера, дадаистские фотоколлажи великого Эрвина Блуменфельда. И естественно, русская классика авангарда: Соня Делоне, Серж Шаршун, Борис Аронзон и «примкнувшие к ним» «соц-артисты» Комар с Меламидом.

Цветет на стенах стенда и младая поросль: минималист-концептуалист Франсуа Морелле; абстрактно-фаллическо-фетишистский скульптор Этьенн Беоти; создатель POF (в переводе «Прототипы действующих объектов») Фабрис Ибер; еще тут «Сексуальный объект» Анетт Мессаже... Все — с благословения всеобщего отца нашего — Herr Зигмунда Фрейда.

«Квадрат — это треугольник, которому повезло, либо окружность, с которой приключилась беда», — писал знаменитый юморист Пьер Дак. Этот предтеча абсурдизма, кстати, изобрел «Шмильблик» (Schmilblick) — «сугубо интегральный объект, то есть объект, ни с чем решительно не соотносимый и одновременно связанный со всем».

Когда Дюшан предложил все «измы» заменить на один-единственный — «эротизм», он явно шел «наискось от тенденции». Его соратники и современники — дадаисты, кубисты, футуристы начисто отвергали «плотские игры в измы». Мондриан провозглашал «бесполость» абстракции. Бурлюк запрещал «будетлянам» писать «женские окорока». Дадаисты восставали против «претенциозных потуг искусства», которые-де не что иное, как «суета вокруг разогретого мочевого бассейна». И Малевич опасался ассоциации своего «Черного квадрата» с любовным ложем...

Воистину, абстрактны пути юмора в эротизм. И неисповедимы пути эротизма к абстракции сквозь юмор. «Кинетический диск» М. Дюшана создает в двухмерности «третий мир», пульсирующий благодаря взаимодействию сетчатки с растром. А «Красный квадрат» Казимира Малевича (1915) озаглавлен (не без юмора): «Реалистическое изображение крестьянки в двух измерениях».

Даже такой пурист, как архитектор Адольф Лоос, в трактате «Преступление и орнамент» (1908) не удержался от фантазма: «Крест», написано там, «первый из сознательно созданных человеком орнаментов эротического свойства. Горизонталь креста — лежащая женщина, а его вертикаль — мужчина, проникающий в нее».

Как тут не вспомнить строки поэта Вознесенского:

...В этой, взвившейся над зонтами,

меж оваций, афиш, обид,

сущность женщины — горизонтальная!

Много в экспозиции «Секс, юмор и абстракция» удивительных штук и всяких разных «шмильбликов». Юмор тут скорее розовый, нежели черный. В серии «Геометрические любовные спазмы» Франсуа Морелле поросячье-розовые четырехугольнички «пикантно» чешутся острыми уголками друг о друга. А в работе «Происхождение нового мира» испанка Пилар Альбаррасин в треугольник женских трусиков (цвета клубнички) вставила спереди замочную скважину...

В общем, здрассьте, Monsieur Курбе! И хулигански подмигивает со стены из толщи плоти «ВагинО-Око» — провокационный фотомонтаж Майка Буше (г.р. 1970), американца, живущего в Германии.

Но квинтэссенцией концепции можно считать «Метр красной губной помады» Фабриса Ибера. И этот его POF не насмешка над Малевичем, не пародия на Мондриана, а озорной вызов высокомерной серьезности нынешних кураторов, вообразивших себя современными «жрецами искусства».

​ДИ №1/2014

31 января 2015
Поделиться: