×
Реактулизация чувственного
Александр Боровский

У Дарьи Багринцевой есть редкий аппетит к изобразительности — настолько сильный, что она долго не заботилась о стратегиях самопрезентации. И это в наше время — когда у любого студента в сознании заложена рефлексия по поводу институциональных и дискурсивных последствий производства собственного арт-продукта: достаточно ли он будет критичен, достойно ли противопоставит себя тотальностям существующего порядка, как будет встречен потребителем? То есть, правду говоря, своим же братом, типологичным выпускником продвинутых институций нашего contemporary, который, известное дело, без стратегий и идеологий за кисточку или хотя бы foundobject ни за что не возьмется: так обучен. 

Багринцева обучалась в Строгановке, заведении тоже достаточно упертом. Правда, в противоположном: никаких тебе умствований, научили началам изобразительности — пиши и не греши. Вот такой фон. При таком раскладе Багринцева, с ее почти физиологическим аппетитом к визуализации, наладила бы безотрывное производство живописного продукта. Собственно, так она и начинала — масса выставок в России, на Западе и на Востоке. В каких галереях — не важно: все-таки экспонирование — род потребления. Постепенно и потребитель — покупатель нашелся, дело налаживалось. Все бы так, да живописная реализация у молодого художника была неординарной. Живописную репрезентацию как таковую нынче модно упрекать в концептуальной недостаточности. Если вернуться к Багринцевой, то гиперрефлексивности в ее работах, действительно, не сыщешь. Зато в них есть некая гиперчувствительность к состоянию изображаемого, к, так сказать, температуре материального.

Ж. Делез, описывая феномен Ф. Бэкона, высказал простую, но базисную мысль, очень важную для понимания фигуративизма в живописи. Смысл таков: фигуративное изображение — есть единство ощущающего и ощущаемого, оно дает ощущение и испытывает ощущение. Тогда оно и переживается зрителем как испытывающее ощущение. Становится его личным опытом. В качестве образа — доказательства Делез, помнится, приводит чье-то выражение: «яблочность яблока». Разумеется, молодой художник далеко не всегда на уровне этого единства. Но в лучших ее ранних вещах присутствует некая обратная связь зрителя с изображенным: своего рода трансляция ощущаемого изображаемым. То есть художник, опять же в метафорике, приведенной философом, способен передать «стрекозистость стрекозы», «рыбистость рыбы» «пенистость» гребня морской волны. Повторю, Багринцева далеко не всегда добивалась подобного эффекта двухсторонней коммуникации с предметом изображения, довольно часто драйв изобразительности уносил ее в сторону. Особенно в работах, выполненных в путешествиях: бывало, ее увлечение пряными сюжетами выливалось в манифестацию экзотичного, не более того. Но у нее есть вещи удивительного попадания в существо образа. Помню, как меня удивила ее «Оса», экспонированная на выставке «Рожденные летать и ползать» в Русском музее. Выставка, как мне представляется, была недооценена: это была первая и яркая попытка репрезентировать, в частности, мощную «этномологическую» (державинско-мандельштамовско-набоковскую) линию русской визуальной культуры во всем многообразии ее коннотаций. Багринцева (а она соревновалась здесь почти со всеми именитыми художниками, обращавшимися к насекомым — кузнечикам, стрекозам, пчелам, мухам и пр.), в своей «Осе» выказывает почти научную точность воспроизведения внешнего строения перепончатокрылого стебельчатобрюхого насекомого. Но главное здесь — чувствительность к тому, что я бы назвал частной жизнью насекомых. Я имею в виду не пелевинскую социальную аллегорику (роман В. Пелевина «Жизнь насекомых»), скорее, детскую требовательность к познанию мироустройства на образцах «малых сих», наиболее приближенных к горизонту ребенка (у кого среди первых книжек не было чего-нибудь типа «Муравьи не сдаются»). С детским — неосознанно глубоким, цельным, синкретичным уровнем проникновения в мир насекомых могут соперничать разве что провидения О. Мандельштама, «вооруженного зреньем узких ос». Образ осы у поэта дан удивительным тактильно-осязательным переносом — как «стрекало воздуха». То есть сам воздух, атмосфера «воплощают» (в прямом смысле) жалящую природу насекомого. Так вот, «попадание в существо образа», о котором гово-р илось выше, у Багринцевой связано именно с тем, что ей, похоже, удается улавливать ответный импульс — «зренье» и состояние самого насекомого не только «изобразительно», но и на тактильно-осязательном уровне, уровне состояния живописной материи: оптически остром, гиперсфокусированным — «жалящим», одновременно — пронизанном некой вибрацией — аналогом монотонного жужжания.

Новый этап в развитии художника связан с обращением к тематике чувственного, плотского, телесного. Здесь художник проявляет редкую для нашего искусства раскованность: ни стилизации (любовь «забытых мертвецов» — традиция изображения сексуального со времен мирискусников), ни концептуализации в русле современного извода феминистского дискурса. Не знаю, отрефлексированно или нет, но Багринцева противостоит социально-критическим установкам этого дискурса. «Феминистский карандаш» (по названию известной выставки) сосредоточен на моментах угнетения и репрессивности. Багринцева — на раскрепощенности телесного начала, на проживаемости любовного опыта. В ее работах, согласно шекспировскому сонету, «тело пахнет телом», а не, условно говоря, социальным концептом. Кого-то это раздражает, меня, наоборот, эта реактуализация чувственного привлекает. В последнее время Дарья работает над серией «Семь смертных грехов». Такой модернистский по мироотношению замах сегодня, в эпоху боязни «великих нарративов», может вызвать ироническую реакцию: так много на себя брать может только простодушный художник. Багринцева, похоже, подобных упреков не боится: ее «спасает» баланс между природным, то есть нерефлексивным, аппетитом к визуализации и пониманием необходимости опосредования. Опосредование она ощущает как редукцию поп-артисткого толка. Таким образом, наивная самонадеянность подхода к библейским истинам отрефлексирована как содержательный ход. Это немало: личная интонация всегда важна, особенно в подступах к явлениям особого масштаба.

​ДИ №1/2014

31 января 2015
Поделиться: