×
Диалектика прогресса. Мастерская-2013
Андрей Лукин

Школа современного искусства «Свободные мастерские» каждый выпуск учащихся отмечает итоговой выставкой «Мастерская» в стенах Московского музея современного искусства, где и проводится обучение студентов. Итоги «Мастерской-2013» «Изучение изысканий» c середины лета демонстрировались в здании музея в Ермолаевском переулке.

Кураторскую концепцию в этот раз обусловил один из трендов искусства последнего времени — осмысление такого понятия, как прогресс. Что, например, принес технический прогресс в нашу жизнь, что означает прогресс в научной деятельности… В ряде случаев само это понятие оказывается под сомнением, сегодня, во время пересмотра всех базовых ценностей и угасания веры в безграничные способности человеческого мозга, неоднозначность явления кажется очевидной.

Руководитель школы Дарья Камышникова традиционно выступает куратором итоговой студенческой выставки (в этот раз совместно с Юлией Прониной).

Более 40 художников, в том числе окончивших «Свободные мастерские» в предыдущие годы, представили работы, выполненные во всевозможных жанрах и техниках — от фотографии и графики до новых медиа.

Судя по экспозиции, новое поколение художников неоднозначно относится к прогрессу, их произведения выражают различные позиции: и за, и против, есть и воздержавшиеся.

Так, художник Дмитрий Федорович в работе «Механизмы воздействия лапши и человеческой головы» говорит о глобальной профанации всего и достижений прогресса в том числе. Более позитивную точку зрения демонстрирует развешенный по всем этажам цикл «Свет» Владимира Потапова. Его работы написаны маслом на фанере. Елена Никонорова в двухканальной видеоинсталляции «Искажения» задумывается об информации, транслируемой через медиасообщение, и той легкости с которой ее истинное содержание может быть искажено посредством новых технологий.

За последние десять лет «Мастерская» обрела свою историю, прояснилась и ее роль в художественном процессе. Стало очевидно, что институция стремится к статусу большого фестиваля: образовательный процесс завершается не только основным, но нередко и специальными проектами (в предыдущие годы также проводились фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом», программа «Артхаус в коротком метре», программы перформансов, проект «Кого здесь нет» Екатерины Кузьминой и прочие). В качестве обоснования такой обширной и даже перегруженной системы демонстрирования результатов работы школы в этом году выступал отдельный образовательный курс в рамках «Свободных мастерских» — «Школа кураторов». Плоды деятельности нового курса собрались в довольно убедительный и лаконичный по содержанию дипломный проект «Обманчивая реальность», кураторами которого стали выпускницы Дарья Павлюк и Ирина Даниличева.

Конечно, молодые кураторы не избежали искушения взять для критического анализа уже порядком апробированный дискурс: «реальность» во всех ее проявлениях исследовалась довольно подробно во многих выставочных проектах.

Мария Яралова представила инсталляцию «Продолжение», состоящую из сломанного телескопа, который безвозвратно утратил функцию «смотреть в бесконечность», но изображение звездного неба на потолке напоминает, что и без технических возможностей идея неба, поэзия полетов сами по себе побуждают к новым достижениям, но могут привести и к новым заблуждениям. Один из кураторов Ирина Даниличева одновременно выступила и в качестве художника. В ее инсталляции «Выбор» обозначена типичная ситуация: при наличии выбора нас часто утешает лишь его возможность, хотя, по сути, никакого выбора нет: бак с двумя кранами («живой водой» и «мертвой»), казалось бы, очевидно, какой кран следует открыть, чтобы налить воды, но «закулисье» обнаруживает, что вода в краны поступает из одного источника.

Может ли на движение прогресса повлиять мнение художника или инициировать его — прерогатива лишь ученого? Возможно, не случайно многие художники работают на пересечении искусства и науки. Однако искусство во все времена стремилось формировать общественное мнение, но даже независимо от результатов этих усилий художники как делали, так и делают выставки, хорошие и разные. При всем разбросе мнений молодых авторов по поводу прогресса школа современного искусства Московского музея современного искусства своей работой за многие годы демонстрирует позитивный смысл понятия «прогресс», и нынешняя экспозиция выпускников наводит на мысль, что он таков и есть.

ДИ №5/2013

13 октября 2013
Поделиться: