×
Авангард — национальный ресурс?
15 августа 2014

Авангард — искусство, в котором ХХ век мечтал похоронить век ХIX и, следует заметить, в значительной мере сумел исполнить задуманное. Себя новое искусство понимало как намерение Нового времени, точнее, как язык, используя который Новое время стремилось выразить свое намерение спроектировать, собрать и реализовать принципиально другую модель человеческого существования и совершенно незнакомую истории социально-культурную формацию. Вероятно, так и случилось. Только совпадают ли ценности авангарда и современного общества? В какой степени совпадают? Став одним из механизмов запуска новой реальности, воплотил ли авангард в ней свои идеалы? Как и в какой степени проект авангарда реализовался в человеческом обществе и культуре ХХ столетия?

Идентификация — это процесс
15 августа 2014

Проблема локальной культурной идентификации неоднозначна. Слишком велико желание на скорую руку опереться на классику, докопаться до сути, отыскать набор констант, раз и навсегда закрывающих вопрос. Сейчас, когда формирование национальной (добираются и до региональной) идентичности вновь поставлено в зависимость от политических нужд, простые ответы самые опасные. Помимо того глобализация, хотя и не сделала весь мир одинаковым, однако ослабила местные особенности.

Преграда для оптики
15 августа 2014

Заборы — первое, чем меня несколько лет назад встретила родина. Я попытался и не смог вспомнить финские заборы — то ли их не было, то ли они были ничтожны по сравнению с нашими. У нас начинают строительство с ограды, причем стоимость ее сравнима с тем, что она прячет. Ее высота такова, что даже заблудившийся двухэтажный британский автобус почувствует себя недорослем, пробираясь в пригородном поселке у подножия семиметровых глухих стен, прячущих нажитое. Забор прежде всего от сглаза, от дурного глаза, которого так много развелось в нашей пристальной стране.

Хаос как пейзаж
15 августа 2014

Тенденциозный взгляд на реальность присущ ряду художников разных поколений и профессий, которые далеко не всегда даже знакомы между собой. Тем не менее создаваемые ими произведения близки и созвучны друг другу. Совместно они выстраивают образ мира, в котором не только присутствует внешняя реальность, но и заложены определенные этические и эстетические императивы, в том числе понятие о новой красоте. Это и называется «художественное направление», пусть оно лишено общего манифеста и входящие в него авторы не устраивают революционных шоу по ниспровержению конкурентов, а предпочитают тихую и скромную работу на краю художественного поля. Они даже не выработали громкого названия своей тенденции. Для ее обозначения приходится использовать трудно произносимый, вымученный в курилках какого-нибудь НИИ термин «контекстуализм». Это направление существует и подспудно меняет не только стилистику современного арт-мира, но и искусство, архитектуру, дизайн, проектирование садов и парков. Оно трансформирует наше восприятие мира, а значит, в конечном счете и нас самих.

Буераки самоидентификации
15 августа 2014

(Само) идентификация — настолько расхожий термин contemporary art, что применяется чаще всего инерционно.