×
Россия — родина художественных слонов
12 июня 2014

Поэт в России больше, чем поэт. Эта формула объединяет в себе романтические идеалы русской литературы XIX века и торжественно говорит о нашем «особом пути». Борьба с космополитизмом за приоритет отечественной науки буквально во всем имела своим финалом мем, — фразу из анекдота о школьниках разных стран, которые пишут сочинение на тему слонов. Англичане: «Промышленное использование слонов», французы: «Сексуальная жизнь слонов», немцы: «Слоны — предшественники танков», советские школьники: «СССР — родина слонов». Следы «особого пути» присутствуют сегодня в нашем языке иногда в форме неприкрытого чванства, мы всегда самые-самые! И уж если разговор заходит о современном искусстве, то наша современность — самая современная. Нельзя сказать, что оснований к этому у нас вообще нет. «Черный квадрат», безусловно, самое радикальное произведение в истории искусства, с этим не поспоришь. Но, во-первых, он принадлежит другой эпохе, эпохе модернистских утопических проектов, в которой человек не ощущал пределов собственной дерзости, не боялся выдвигать сколь угодно смелые идеи. Особый тип самобытного философа, мечтателя и пророка был адекватен той эпохе. Наш «особый путь» вошел в точку акме, когда мы действительно были современными. 

Путем непримиримых дифференциаций
12 июня 2014

Ваше подсознание уже знает, что такое искусство: искусство делать неправильные вещи, в неправильном месте, в неправильное время, неправильными людьми, с неверным результатом.

Невнятные голоса будущего
12 июня 2014

Странная одержимость будущим овладела искусством. Сегодня вопрос о будущем звучит как вопрос о темпоральных структурах современности. Он слишком абстрактен, чтобы быть сведенным к традиции футурологии или фантастики, к социальной озабоченности судьбой какого-нибудь поколения или угрожающим политическими тенденциям, к прогнозу — проекции не работают как исчерпанные и отжившие. Сегодня молодое искусство исследует будущее как вопросы, относящиеся к сути времени, изменениям в восприятии его устройства. 

Расщепленный дискурс искусства
12 июня 2014

Заметки о международной конференции «Идея авангарда и институциональная критика: теория и практика» в ЦТИ «Фабрика», организованной ГЦСИ (Москва) и Международным колледжем философии (Париж), при поддержке Французского университетского колледжа в Москве и посольства Франции в Москве, в рамках выставки INSIDE_FABRIKA_ OUTSIDE, в зале «Оливье Проект Фабрика», в июне 2012 года (куратор Наталья Смолянская).

Адаптация обществом новых языков искусства
8 июня 2014

В каждом обществе функционируют социально адаптированные и неадаптированные формы художественного творчества; последние выступают как «чужое», не принимаемое коллективом. Между освоенным и неадаптированным возникает напряжение. Такого рода «зазор» между полнотой художественной жизни и теми ее формами, которые допускает социум, есть следствие сосуществующих в любом обществе разных социально-психологических и мировоззренческих ориентаций.